Тхоржевский Сергей Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Тхоржевский
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 16.03 Кто родился в этот год 1927 |
[16.3.1927, Ленинград]
— прозаик.
Прадед Тхоржевского — А.И.Пальм, сын провинциального захудалого дворянина и
крепостной крестьянки, прапорщик лейб-гвардии, петрашевец, стоявший на эшафоте
вместе с Ф.М.Достоевским, беллетрист и поэт. Дядя Тхоржевского —
А.И.Тхоржевский, камергер царского двора (с 1912 по 1917), управляющий
канцелярией Министерства земледелия, с 1919 эмигрант, журналист, поэт,
известный переводчик Омара Хайяма, похоронен в Париже (1951). Отец Тхоржевский
окончил юридический факультет Петербургского университета, имел научные труды
по истории, в 1930-х был безвинно осужден, отправлен в лагерь на Беломорканал.
Умер в блокадном Ленинграде. Самого Тхоржевского репрессировали 16-летним
школьником, и он провел 6 лет в тюрьмах и в лагере на Воркуте, где работал на
шахте. В 1952-55 Тхоржевский жил в г.Каменске Ростовской обл., после чего
получил возможность вернуться в Ленинград. Впервые рассказы Тхоржевского —
«Близкий человек» и «Снег» — опубликованы в альм. «Молодой Ленинград» (1957).
Первая книга рассказов «Ожидание» вышла в 1958.
Человек всесторонне образованный, Тхоржевский в высших учебных заведениях не
учился, а литературной школой для него стало объединение молодых прозаиков при
Ленинградском отделении издательства «Советский писатель», руководимое
Л.Н.Рахмановым и М.Л.Слонимским; Тхоржевский занимался там в 1956-58 вместе с
А.Володиным, В.Пикулем, В.Курочкиным, В.Конецким, В.Голявкиным и др. Ранние
рассказы Тхоржевского так или иначе навеяны тюремными или лагерными
воспоминаниями («Туман над Вадьюганом», 1953; «Второе крещение», 1956;
«Косуха», 1959), в них слышатся отголоски драматической биографии автора,
сожаления об исковерканной юности, о неузнанной чистой любви и погибшем
семейном уюте. Тем не менее и эти рассказы, и те, что написаны по впечатлениям
лет, проведенных на юге («Цветет алыча», 1961; «Река шумит среди камней»,
1966), и повесть «Счастливый и везучий» (1964), как бы подводящая итог
«лагерной теме», проникнуты светлым мироощущением и свидетельствуют о духовной
стойкости писателя.
Во второй половине 1960-х Тхоржевский обратился к документально-биографическому
жанру, написав историческую повесть «Жизнь и раздумья Александра Пальма»
(1967-69), изданную отдельной книгой в 1971. Причины, побудившие его взяться за
перо, он объяснял в послесловии так: «Мой первоначальный интерес к Александру
Ивановичу Пальму был просто интересом правнука к жизни и мыслям прадеда...
Однажды мне подумалось, что, может быть, профессией своей в какой-то мере я
обязан прадеду — все-таки наследственность... Во мне крепло убеждение, что
написать о Пальме — мой долг... Но я совсем не хотел писать панегирик». В ходе
работы над повестью Тхоржевский почувствовал, что судьба Пальма — не только
частная жизнь, любопытная для потомка, но частная жизнь в истории, содержащая в
себе поучительный нравственный опыт. В решающий момент Пальм оказался — пусть
почти незаметным — участником общественного движения, оставившего свой
особенный след в России, он не герой, но его жизнь своего рода подвижничество.
Рассказывая о нем, Тхоржевский не повышает негромкого голоса, не допускает
панегирических нот, избегает вымысла и беллетризации, но предельно вживается в
родной для него образ, и поэтому сила воздействия повествования равносильна
здесь художественной.
После книги о Пальме Тхоржевский написал документальную повесть «Искатель
истины» (1971-72) — о трагической судьбе еще одного петрашевца Александра
Баласогло, чье имя, кажется, совсем уже кануло в Лету. Затем последовали
основанные на богатых архивных материалах повесть «Высокая лестница» (1975-76),
посвященная замечательному русскому поэту XIX века Якову Полонскому, повесть
«Кардиатрикон» (1979) — о польском графе, привлекавшемся по делу декабристов, и
повесть «Странник» (1981) — о поэте пушкинской поры Викторе Теплякове. К ним
примыкают документально-биографические повести «Испытание воли» (1985) — о
революционере Петре Лаврове и «Закон совести» (1989) — о Николае Шелгунове,
публицисте, заключенном в Петропавловскую крепость в связи с процессом
Чернышевского. Историческая проза Тхоржевского предельно фактографична,
«непридуман-ность рассказа», по мнению писателя, имеет «особый, терпкий вкус»;
следуя неукоснительно букве и духу времени, Тхоржевский демонстрирует завидное
умение ощущать ту или иную эпоху как свою и находить надысторическую доминанту
народного поведения.
В 1990-е отдавал предпочтение мемуарной эссеистике (Размышления во время
бессонницы // Звезда. 1996. №1; Поздние записи // Звезда. 2002. №5).
Потомственный интеллигент, западник по убеждениям, почитатель Герцена, он
обращался здесь к той же проблематике, что и в исторической прозе. Раздумывая о
судьбе России, о взаимоотношениях частного человека и государства, творческой
личности и власти, писатель утверждал, что «только сознание своего долга
придает жизни высокий смысл», только чувство ответственности — перед собой,
перед страной, перед человечеством — может служить гарантией общественного
оптимизма. «Для человека с живой душой потребность творить добро,— уверен
Тхоржевский,— должна быть равнозначна потребности неустанно действовать, не
опускать руки».
Тхоржевский — опытный литературный редактор (сотрудничал с журналами «Звезда» и
«Костер»), а также переводчик Киплинга, Лонгфелло и польских поэтов («Из
польской поэзии XX века», 1990).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх