Тургенев Иван Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Тургенев
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 09.11 Кто родился в этот год 1818 |
- писатель.
Род. в дворянской семье в г. Орле.
В 1833 поступил в Московский университет, в 1834 перевелся в Петербургский университет. Окончил словесное отделение философского факультета данного университета.
В 1838-1841 слушал лекции в Берлинском университете.
Знаменитый писатель, Тургенев гораздо менее известен своими собственно философскими взглядами. Историк русской философии Д.Чижевский в своем монографическом исследовании "Гегель в России" назвал одну из глав "Иван Сергеевич Тургенев" (Париж, 1939). В ней он следующим образом характеризует Тургенев как философа.
Философские интересы Т. в 40-е гг. XIX в. были тесно связаны с немецкой философией - Гегелем, Кантом, Фихте, Шеллингом.
В 1842 в Петербурге Тургенев сдал магистерские экзамены, в том числе по философии. Следы занятий философией просматриваются в письмах Тургенев и в неопубликованной работе на магистерском экзамене, раскрывающей философское содержание пантеизма. Классификация философии по Тургеневу, включает в себя пантеистические, эгоистические (стоицизм, эпикуреизм и скептицизм) и спекулятивные системы.
Наибольшую ценность, по Тургеневу, представляет спекулятивная философия в особенности гегелевская. Взяв за основу представления Гегеля о единстве и противоположности и принцип логического основания истории, Тургенев трансформировал их применительно к искусству и к литературно-художественному произведению. Так, художественное произведение - это мысль эпохи, случайное творение, "возведенное в необходимость историей". Эстетический идеал обусловлен самодостаточностью искусства, которая "выше природы и выше подражания ей". В зрелые годы мировоззрение Тургенева меняется: он перестает заниматься "абстракциями" и "абсолютами". Усиливаются элементы натурализма и антропологизма: сила природы, по Тургеневу, побеждает человеческий дух. Под влиянием А.Шопенгауэра у Тургенева формируется фаталистический пессимизм, а увлечение Л. Фейербахом приводит Тургенева к убеждению, что "нет более ни Бога, ни Сатаны, а пришествие человека еще далеко". (Д.Чижевский. Гегель в России. Париж, 1939. Гл.8.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх