Трубников Николай Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Трубников
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 14.02 Кто родился в этот год 1929 |
- специалист по философской антропологии, теории познания, метафилософии; кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
Род. и умер в Москве.
Во время войны был в эвакуации в Сибири, работал в Баргузинском заповеднике.
Окончил философский факультет МГУ (1960) и аспирантуру ИФ АН СССР (1963).
С 1963 до конца жизни работал в ИФ АН СССР, с 1968 - старший научный сотрудник.
Написал ряд статей по гносеологии, теории и истории диалектики.
Кандидатская диссертация - "Отношение цели, средства и результата деятельности" (1965).
Здесь проводится общий анализ цели как необходимого элемента действий человека в ее связи с другими такими же элементами - средством и результатом; строится "модель законченного акта человеческой деятельности". Такая модель, по мнению Трубникова, может быть создана лишь при условии анализа конечных же целей, которые он называет "конкретными целями деятельности".
Основными в творчестве Трубникова являлись вопросы о человеческой жизни и смерти, о человеке, о смысле и сущности человеческого бытия. Результаты своей работы над фундаментальными проблемами он излагал в сочинениях самых различных жанров - от сугубо философских трактатов до художественных произведений.
В понимании сути философии Трубникова исходил из того, что основным для нее является вопрос о смысле (и соответственно цели и времени) человеческой жизни, и какой-либо другой вопрос становится философским лишь постольку, поскольку он приводится в прямую связь с этим основным. Отсюда он делал вывод, что, вопреки общепринятому мнению, философия всегда конкретна в отличие от науки, кроторая всегда абстрактна.
Основной вопрос философии Трубников решал так: нет никакого раз и навсегда заданного смысла (или отсутствия смысла) человеческой жизни. Человек - посредством своих замыслов и деяний - придает (или не придает) своей жизни определенный смысл. Общей же предпосылкой этого задания смысла является существование феномена смерти. Ценность этого феномена столь же высока, как и ценность самой жизни, ибо только благодаря существованию смерти человек способен по-настоящему оценить значимость жизни. Исследовал вопрос о судьбах развития цивилизации. Считал, что характерная для Нового времени преимущественная установка на развитие знания (особенно научного) при истолковании его в качестве силы привела к глубокому кризису европейской культуры. Выход из этого кризиса - в радикальном изменении ориентации наших науки, искусства, политики, права, да и самой нашей морали.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх