Трубецкой Евгений Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Трубецкой
Другие персоны с именем Евгений Кто родился в этот день 05.10 Кто родился в этот год 1863 |
- философ, правовед, культуролог, общественный деятель. Брат С.Н.Трубецкого.
Род. в Москве, в старинной дворянской семье. Детские годы провел в фамильной подмосковной усадьбе Ахтырка, получив прекрасное домашнее образование. Большое влияние на братьев Е. и С.Трубецких оказала мать Софья Алексеевна, урожденная Лопухина, женщина глубоко религиозная, отдававшая воспитанию детей все свои силы и таланты.
По окончании гимназии поступил в Москофский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии.
Работал приват-доцент Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии.
Обе его диссертации были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая - блаженному Августину, вторая - религиозно-общественному идеалу западного христианства вХ1в.).
Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место профессора в Киевском университете, а оттуда через некоторое время перешел в Московский университет (1905).
Один из активных деятелей кадетской партии с момента ее основания (1905).
Член Государственного Совета (1907-1908).
Трубецкой участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева и др; инициатор и участник книгоиздательства "Путь" (1910-1917).
После Октября 1917 Трубецкой покинул Москву. Был на стороне противников большевиков, находился в рядах Добровольческой армии; ее разгром делал невозможным его пребывание в России. Как писал, В.Зеньковский, страстная мечта князя Е.Трубецкого не умереть на чужой земле исполнилась: он умер незадолго до полной эвакуации этих войск с Кавказа, в Новороссийске.
Подобно своему брату Трубецкой еще в юные годы пережил духовный кризис, связанный с эволюцией его миропонимания. Он утратил веру в Бога, увлекся позитивизмом ("спенсеровского типа", как признавал Трубецкой), затем отошел от этого учения в основном благодаря изучению истории новой философии (Куно Фишер), проникся идеями А.Шопенгауэра и, повернув к религиозной теме, познакомился с философским учением Вл.Соловьева, став одним из самых последовательных ее приверженцев (он был, как и его брат, другом Вл.Соловьева). Его двухтомный труд "Миросозерцание Вл.С.Соловьева", изданный в 1913 году, является до сих пор одной из самых обстоятельных монографий, посвященных раскрытию творчества и основных идей Вл.С.Соловьева.
Трубецкой впервые лично познакомился с Вл.С.Соловьевым в августе 1886 на квартире философа Л.М.Лопатина (дом №5 по ул.Рылеева в Москве). Их дружба продолжалась долгие годы, до самой смерти Вл.С.Соловьева. "Философское творчество Е.Трубецкого выросло из построений Соловьева - оно вносит большую последовательность и внутреннее единство в некоторые концепции Соловьева. В области гносеологии построения Е.Трубецкого обнаруживают... несомненную самостоятельность... Быть может, внутренним тормозом в философском творчестве Е.Трубецкого была зависимость его от Вл.Соловьева, концепции которого словно ослепляли его. Трубецкой постепенно освобождался от этих чар,- и чем свободнее был он от них, тем сильнее выступала его философская одаренность" (3. "ИРФ". Т.II. ч.2. Л., 1991. С.113).
В области теории познания критиковал антропологизм и трансцендентализм кантовской философии, своеобразно отстаивая и развивая тот, характернейший для всей русской метафизики всеединства тезис, что дилемма "рационализм-сенсуализм" может быть адекватно понята и снята лишь в случае признания высшего типа знания и соответствующих ему внешних познавательных способностей. Высшее всеединое знание, по Трубецкому,- это удел абсолютного божественного сознания, которое "не есть отвлеченная мысль, а духовное чувственное созерцание или видение. Чувственное из него не исключено, а, наоборот, в нем положено и насквозь пронизано мыслью. Оно есть не только мысль, не только чувственность, но абсолютный синтез того и другого" (Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917). Эта божественная конкретность и всеединство сознания является необходимым интуитивным условием любого "экзотерического" акта нашего индивидуального познания, как чувственного, так и рассудочного. Жесткая дихотомия "чувственное - рациональное", столь типичная для европейской философии, представляет собой лишь иллюзию конечного человеческого рассудка, утратившего связь с Абсолютом. Эзотерическое проникновение в конкретность и всеединство божественного сознания Т. связывает с возможностью получить религиозное откровение.
Основной темой философии Трубецкой была тема о смысле жизни, вокруг которой концентрировались все другие и получали свое значение лишь под этим углом зрения. Эта проблема была для него не только проблемой нравственности, но и онтологическом и гносеологическом. Эта проблема стала особенно актуальной для него в период "мировой бессмысленности". Под "смыслом", писал Трубецкой, подразумевается общезначимая мысль о чем-либо, а также специфическое значение положительной и общезначимой ценности. Свое понимание смысла жизни Трубецкой раскрывает в книге "Смысл жизни". Бессмысленная жизнь представляется ему в виде замкнутого в себе порочного круга, стремления, не достигающего цели, суетности существования, расчитанного на единственную недостижимую цель - сохранение жизни. Поглощенность людей заботой добывания средств к жизни не дает им возможности подумать о цели жизни. "Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства, роковой необходимости биологического закона" (Смысл жизни. М., 1994. С.27).
Но, по убеждению Трубецкого, сознающий суету жизни стоит вне порочного круга, его совесть свидетельствует о наличии безусловной и всеобщей правды над нами, правды жизненной, которой должна следовать вся наша жизнь. В чем же заключается искомое нами содержание смысла жизни? "Полнота жизни, как единая цель для всего живущего,- таков предмет искания всякого жизненного стремления; единая истина для всех - таково предположение всякого сознания вообще и, наконец, единственная правда для всех - таково предположение нравственного сознания. Тоска по всеединству - вот что лежит в основе нашего страдания о суете и бессмыслице жизни..." (Там же. С.38).
В человеке, считает Трубецкой, спорят два плана бытия - жизнепонимание натуралистическое, которое ищет подлинность и смысл жизни в плоскости здешнего, и супра-натуралистическое, которое утверждает истинность и смысл жизни в верхнем, потустороннем плане бытия.
Трубецкой считает оба суждения несостоятельными из-за их одинаковой односторонности. Два направления жизненного стремления можно представить в виде двух линий: линия плосткостная, или горизонтальная (линия земного существования), и восходящая, или вертикальная (линия подъема в другой, верхний план существования). Их скрещивание - крест - есть наиболее универсальное, структурное изображение жизненного пути.
Трубецкой убежден, что крестообразно само начертание жизни, и что есть космический крест, выражающий собой как бы архитектурный остов всего мирового пути. Смысл жизни мы и должны искать и в объединении двух жизненных линий, там, где они скрещиваются. Вопрос о том, может ли крест - символ смерти - стать источником и символом жизни, есть вопрос о Боге. Бог, как жизненная полнота, и есть, по Трубецкой, основное предположение всякой жизни. Изо всех религий только христианство дает положительное решение задачи преображения крестного пути смерти в путь жизни. Христианство - единственная в своем роде религия, в которой человеческий элемент не поглощен Божественным, а Божественный - человеческим, но оба эти элемента составляют единство в его полноте и цельности. Добровольная смерть Богочеловека - Христа - означает восстановление связи человека с вечной жизнью. Эта божественная жизнь есть полнота, которая не мирится со смертью. Не какая-либо часть человеческого существа должна ожить в этой полноте, а весь человек - и дух, и тело. Вот почему необходимым последствием этой смерти является воскресение Христа, поправшего смертью смерть. Обе линии человеческой жизни наполнились божественной силой. Крест стал животворящим.
В явлении Христа мы узнаем мировой смысл "Мысль о всеобщем, телесном воскресении,- пишет Трубецкой,- заключает в себе полную реабилитацию материи: вещество тут не упраздняется, а одухотворяется, просветляется, становится... "телом духовным""... (Там же. С.55) "Мы убеждаемся здесь еще раз, что ни одна из двух линий жизни не может быть оправдана в своей отдельности и что только в скрещении той и другой может быть найдено оправдание жизни в ее целом. Торжество всеединого смысла над бессмыслицей может обнаружиться не иначе, как через полное упразднение грани между потусторонним и посюсторонним" (Там же. С.59). Тот положительный конец жизни, который составляет ее смысл, есть полнота радости. Но путь, который ведет к ней, есть путь скорби, крестный путь.
Трубецкой критиковал славянофильский право-славно-религиозный мессионизм, доказывая, что у каждого христианского народа есть своя национальная специфика в постижении и претворении истины Христа, однако это не дает ни одному народу права заявлять о своей национально-религиозной исключительности и избранничестве.
С точки зрения Трубецкого, вообще не следует отождествлять русских с христианами, а следует глубоко и обстоятельно, непредвзято и без всякого национализма тщательно изучать, что есть русскость и какова подлинная миссия и задача России среди других народов. "У каждого народа,- писал Трубецкой,- свое служение, свое призвание и своя миссия в Царстве Божием. Иного решения не может быть с точки зрения религии универсальной, которая стоит на том, что в доме Отца Небесного обителей много" (Старый и новый национальный мессианизм // "Русская мысль". 1912. №3).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх