AZ-libr.ру

информационный портал





Толстой Лев Николаевич
[09.09.1828-20.11.1910]

  Другие персоны с фамилией Толстой
Другие персоны с именем Лев
Кто родился в этот день 09.09
Кто родился в этот год 1828

       - писатель и философ.
       Большую часть жизни провел в своем имении Ясная Поляна близ Тулы. Получил домашнее образование.
       В 1844 поступил в Казанский университет, однако в 1847 покинул его и обратился к хозяйственной деятельности. Затем переехал в Москву, а в 1851 уехал на Кавказ, где, поступив на военную службу, пробыл три года; в 1854-1855 участвовал в обороне Севастополя.
       В 1856 уехал за границу. Вернувшись в Россию в свое имение, намеревался заняться реформаторской деятельностью в сельском хозяйстве и пробовал освободить крестьян от крепостной зависимости.
       С 1859 обратился к педагогической деятельности. Организовал в Ясной Поляне собственную школу, был в ней учителем, издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862- 1863). Еще до вступления в армию Толстой пробовал свои силы на поприще литературы. Но в большую литературу он вошел в середине 50-х гг. после опубликования трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность" и "Севастопольских рассказов". В последующий почти двадцатилетний период жизни Толстой всецело был занят литературным трудом, создав в это время наиболее крупные свои произведения, принесшие ему мировую известность, - "Война и мир", "Анна Каренина".
       В конце 70-х гг. усиливаются социальные и религиозно-философские искания Толстого ("Исповедь", 1882).
       В 80-х гг. Т. создает религиозно-этические трактаты - "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри нас" и др.
       28.10.1910 тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на ст.Астапово Рязано-Уральской ж.д., ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл.
       Толстой является создателем религиозно-этического учения о мире, человеке, смысле жизни и общественном переустройстве. Это учение получило название толстовства. Интерес к философским вопросам присущ Толстому на всем протяжении его творчества. В его рассказах, повестях, романах были поставлены вопросы философии истории, отношения "частной" и "общей" жизни людей, личной свободы и причинной обусловленности поведения человека. Так, его философская история в "Войне и мире" исходит из идеи предопределения, неотвратимости, наказания за зло и неизбежности торжества праведного народного дела.
       Толстой считал, что историю творит народ, руководствуясь нравств. чувством справедливости. Можно сказать, что литературное творчество было для него лабораторией исследований волновавших его философско-этических вопросов, средством пропаганды своих идей.
       Идеи Толстого можно характеризовать как систему "панморализма". Большую роль в формировании его философских взглядов сыграли работы Руссо, его критика культуры, разлагающей человеческую натуру, его учение о возвращении к природе как условию нравственного здоровья.
       Толстой высоко ценил Канта, Шопенгауэра, но понимал их с позиции своей этики. Проблема нравственности выдвигается в центр философии и социологии.
       В личности Толстого различает ее индивидуальность и сферу, живущую "разумным сознанием". Как отмечал В.В.Зеньковский, в учении о "разумном сознании" Толстого несколько двоится между личным и безличным пониманием его. С одной стороны, разумное сознание есть функция настоящего и действительного "я", как носителя своеобразия духовной личности; с другой стороны, разум, или "разумное сознание", имеет все признаки у Толстого "общемировой безличной силы" (3. "ИРФ". T.l. 4.2. С.203).
       С позиций этики Толстой стремился преобразовать науку и философию, подчинив их этике. Ответ на главный вопрос знания - о смысле жизни,- по Толстому, может быть получен только из разума и совести, но не из специального научного исследования. Для Толстого этот вопрос является основным вопросом всякой религии, ибо "сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру" (Полное собрание сочинений. Т.39. С.7).
       Толстой разрывает с церковным истолкованием учения Христа, считая, что догматы Церкви противоречат элементарным законам логики и разума, подавляют свободу совести. Понимание смысла жизни получает свою практическую реализацию в преодолении конечности человеческого существования и приобщении к бесконечному началу, символом которого является Бог. Это достигается через осознание божественной природы души, отречение от своей животной личности, служение общему благу мира, ощущение любви ко всему сущему. "Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему" (Там же. Т.18. С.197).
       Религия Толстого сводится к этике любви и непротивления, поиску добра. "Бог есть любовь". По Толстому, нельзя жить без веры во всеспасительную силу сострадания, любви к ближнему. Верить не мистически, а разумно - значит творить добро. Не государство с его принудительной силой и законами, не церковь с ее предписаниями и запретами, а наша добрая воля, наше нравственное чувство и его разумное понимание - вот основа осмысленного существования. Человек - существо нравственное, утверждает Толстой, и поэтому он призван жить не по принудительному закону, а по совести. А так жить - значит любить. Любовь до самозабвения - путь к спасению, к воскрешению нравственного начала в падших. Об этом последний роман Толстого "Воскресение" (1899), "Путь жизни" - последнее, итоговое произведение великого русского мыслителя.
       Толстой поставил и пытался разрешить ряд теоретических проблем применительно к общественной жизни: вопросы общественного развития, взаимоотношения государства и Церкви и др. Он высказал свое отношение к революции, своеобразно рассмотрел роль личности и народных масс в истории, роль науки, искусства, культуры вообще.
       Толстой пришел к отрицанию прогресса и идеализации патриархального быта. С огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственного учреждения, суд, церковь, аппарат власти и официальную культуру России. Все культурные ценности он ставил в зависимость от степени их доступности простому народу. Как выразитель настроений русского крестьянина, Толстой всюду в своей теории апеллировал к народу, который он объявляет носителем истинной веры и чистой нравственности; трудовой народ считал основанием всего общественного здания; отталкиваясь от положения народа и его нужд, критиковал капитализм и государство; в народной жизни видел залог будущего России.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 10:58:34 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"