Ткачёв Пётр Никитич
|
Другие персоны с фамилией Ткачёв
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 11.07 Кто родился в этот год 1844 |
- социолог, публицист, философ.
Род. в с.Сивцово Великолукского уезда Псковской губ., в небогатой дворянской семье.
Учился во 2-й Петербургской гимназии, из 5-го класса которой подал документы на юридический факультет Петербургского университета. Еще в гимназические годы познакомился с социалистической литературой.
В 1861 поступил в Петербургский университет, однако учиться ему не пришлось: начались студенческие волнения и университет был закрыт.
Ткачёв как активнейший участник был заключен сначала в Петропавловскую, а затем в Кронштадтскую крепость, из которой был выпущен через месяц под ручательство матери.
Лишь в 1868 он сдал экстерном экзамены за полный курс университета, представив диссертацию на степень кандидидата права.
В 1862 был близок к кружку Ольшевского, готовившему выпуск политических прокламаций;
в 1865-1868 - к организации Н.А.Ишутина - И.А.Худякова;
в 1867-1868 - к "Рублевскому обществу" Г.А.Лопатина и Ф.В.Волховского.
В 1868-1869 входил вместе с С.Г.Нечаевым в руководящий комитет студенческого движения в Петербурге. 26 марта {1896?} арестован, провел в тюрьме 4 года, а в начале 1873 - отправлен в ссылку на родину в Великие Луки.
В конце 1873 бежит за границу. В эмиграции резко критикует взгляды П.Л.Лаврова и Ф.Энгельса.
В 1875 начинает издавать в Женеве журнал "Набат", ставший органом радикально-экстремистского крыла в народничестве.
Ткачёв и его приверженцам удалось создать конспиративную организацию "Общество народного освобождения", имевшего филиалы в России (кружок П.Г.Заичневского в Орле). Однако предубеждение против Ткачёва было столь сильным, что "Народная Воля", программа и тактика которой были близки Ткачёву, отвергла союз с "Набатом".
Начиная с 1882 прогрессирующий психический недуг приковал Ткачёва к больничной койке.
Последние годы он провел в парижской психиатрической больнице, где и умер.
Свое мировоззрение Ткачёв называл "реализмом", противопоставляя его традиционной философии, которая, с точки зрения Ткачёва, не имеет ничего общего с реальной наукой и блуждает в иллюзорном мире причин и сущностей, недоступных человеческому пониманию. Сам Ткачёв мечтал о философии, "Новой, живой, плодотворной, философии, чуждой всякой метафизике, ...философии, которая сделается наукой общественной, социальной" (Избранные сочинения: М., 1935. Т.5. С.29, 41). Однако создать такую новую философию Ткачёв так и не сумел.
В области социальных вопросов Ткачёв стоял на позициях индетерминизма, рассматривая сознание, волю и страсть людей в качестве движущей и определяющей силы исторического развития. Конечной целью общества и главным критерием исторического социального процесса Ткачёв считает "установление возможно полного равенства индивидуальностей", вытекающего из гармонии потребностей всех и каждого со средствами их удовлетворения. "Все, что приближает общество к этой цели, то прогрессивно..." (Избранные сочинения Т.2. М., 1932. С. 207). Волюнтаристская социальная доктрина Ткачёва легла в основу его конспиративно-заговорщической общественно-политической деятельности, где активно волящее ядро немногих избранных призвано нести в дремлющий народ пламя революционной инициативы.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх