Тиняков Александр Иванович
|
Другие персоны с фамилией Тиняков
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 25.11 Кто родился в этот год 1886 |
[13(25).11.1886, с.Богородицкое Мценского уезда Орловской губ.— 17.8.1934, Ленинград]
— поэт, прозаик, литературный критик, публицист.
Происходил из государственных крестьян. Отец — зажиточный крестьянин, церковный староста.
В 1897-1903 Тиняков обучался в Орловской классической гимназии (среди учителей — Ф.Д.Крюков), но
курса не окончил. В янв. 1903 прибыл за советом в Ясную Поляну: Толстой посоветовал Тинякову не
порывать с родителями, и тот «возвратился в семью и даже в гимназию». Первая публикация —
стихотворение в прозе «Последняя песня» (Орловский вестник. 1903. 14 сент.).
В 1903-05 стихи Тинякова публиковались в «Орловском вестнике», в 1906-07 Тиняков печатался в
«Орловской речи».
В дек. 1905 Тиняков совершил поездку в Москву, где познакомился с В.Я.Брюсовым, который сообщил
Тиняков, что он «небезнадежен».
В 1904 Тиняков обратился за поддержкой к И.А.Бунину, однако тот, раскритиковав стихи земляка за
«модернизм», отказался публиковать их в журнале «Правда»; почти одновременно стихи Тиняковым были
отвергнуты «Новым путем».
В 1905-1906 Бунин помогал Тинякову рекомендациями, призывая воздерживаться от «скорпионовских
выкрутасов» и «жалких декадентских новшеств», чему Тиняков не внял.
После ухода из дома Тиняков стал вести богемный образ жизни. С янв. 1905 Тиняков жил в Москве,
помещая свои стихотворения в альманахе «Гриф» (1904, 1905, 1913), в «Голосе жизни» (1905), «Весах»
(1906-1909), «Золотом Руне», «Перевале» (1907), «Трудовой жизни» (1907), «Аполлоне» (1910) и др.
Большинство стих, было подписано псевдонимом «Одинокий» — по заглавию одноименного романа
А.Стринберга (1903), бывшего в начале века для Тинякова одним из источников жизне-творчества —
наряду с Ф.М.Достоевским, Ш.Бодлером и С.Пшибышевским. Главным же объектом поклонения для
Тинякова был Брюсов, доброжелательно относившийся к нему. Он писал Тинякову: «Два основных Ваших
недостатка: пристрастие к хитрым рифмам и пристрастие к слишком страшным темам. От того и от другого
освободиться можно. Два основных достоинства Ваших стихов: ясность, четкость образов и мелодичность
стиха» (Письмо от 24 мая 1910). Друживший в те годы с Тиняковым В.Ф.Ходасевич отмечал: «Можно
сочувственно или враждебно относиться к идеям г.Тинякова, но нельзя не признать, что он никогда не
опускается до холодного выдумывания стихов, до писания ради писания, до стихотворного жонглерства,
получившего столь широкое распространение в последние годы. Переживания г.Тинякова подлинны,— и
это заставляет примириться с их немного наивным демонизмом. Стих г.Тинякова немного жесток,
отрывист, немузыкален, но в нем чувствуется серьезная работа...» (Утро России. 1912. 24 нояб. №271).
Подготавливая первый стихотворный сборник «Navis nigra» (1912), Тиняков полагал, что на общество эта
книга произведет впечатление не меньшее, чем в свое время «Цветы зла» Ш.Бодлера. Несмотря на то что
сборник получил около десятка в целом благоприятных для Тинякова рецензий (в т.ч. В.Ф.Ходасевича,
К.Д.Бальмонта, С.М.Городецкого, В.В.Гиппиуса), Тиняков ожидал большего. По приглашению
А.М.Ремизова в окт. 1912 прибыл в Санкт-Петербург. Образ жизни Тинякова являл странное сочетание
трудолюбивого литературного ремесленника, специализирующегося на рецензиях, и одновременно
«проклятого поэта», периодически пребывавшего в полицейских участках, в сумасшедших домах для
излечения от белой горячки и т.п. В Петербурге Тиняков сблизился с А.А.Измайловым, В.В.Розановым,
А.А.Блоком; стал бывать у Д.С.Мережковсксго и 3.Н.Гиппиус (в которую был демонстративно и
безнадежно влюблен), а также у Ф.Сологуба.
Тиняков много и плодотворно работал критиком и рецензентом в газете «Русская молва» (1912), «Речь»
(1915-16), а также сотрудничал (стихи, рассказы, рецензии) в журнале «Копейка» (1912), «Современные
записки» (1913), «Дневник писателя» (1914), «Новый сатирикон» (1914-15), «Лукоморье» (1915),
«Отечество» (1915), «Нива» (1915), газетах «Петроградский курьер» (1915), «Голос Руси» (1916) и др.
Основным достоинством Тинякова-поэта, по мнению В.Ф.Ходасевича, являлось то, «что он пишет,
повинуясь действительной потребности выразить свои переживания». Эта искренность сыграла в судьбе
Тинякова злую шутку. Весной 1916 широко обсуждались выступления Тинякова в печати по еврейскому
вопросу, опубликованные им под псевдонимом в газете «Земщина». В ответ на нападки Тиняков
опубликовал «Исповедь антисемита», приведшую к почти полному разрыву с литературным миром. В
1916-17 Тиняков, пребывая в полной нищете, подготавливал 2-й сборник стихов «Весна в подполье»
(рукопись — ОР РГБ).
25 окт. 1917 Тиняков уехал в Орел. Вернувшись на родину, он стал деятельным пропагандистом
пролетарской культуры, под псевдонимом «Герасим Чудаков», сотрудничал в ряде орловских газет
(1918-19) — политические заметки на злобу дня, библиографическая хроника. Ввиду наступления
Добровольческой армии в окт. 1919 переехал в Казань, где пробыл до авг. 1920. Тиняков выпустил три
брошюры: «Пролетарская революция и буржуазная культура. Статьи 1918-1919 гг.», «О значении
искусств» и «Кое-что про Бога» (все — Казань, 1920). В Казани же в июле-авг. 1920 Тиняковым была
написана книга «Русская литература и революция» (Орел, 1923). Тиняков убедительно показал, что
«русская литература в лице ее крупнейших представителей всегда была чужда революции и очень часто
враждебна ей». Едко высмеивал Тиняков взгляды большевиков на «Двенадцать» Блока, рассматривавших
поэму как нечто близкое им по духу: «В этой поэме нет ни одного прямого суждения по адресу революции,
но, тем не менее, вся она звучит как обвинительный акт против революции <...> Вся суть нашей
революции сведена к тому, что двенадцать красноармейцев убивают проститутку Катьку, которая
изменила одному из них». Подготовленное Тиняков в 1924 2-е доп. издание для издательства «Новая
Москва» было запрещено Главлитом.
В 1920 Тиняков совершил кратковременную поездку в Петроград (начал сотрудничать в «Жизни
искусства» — 1920-21) и Чебоксары, затем вернулся в Казань. В конце 1920 переехал в Москву; затем в
июле 1921 возвратился в Петроград, где стал работать в Политуправлении Балтфлота; сотрудничал в газ.
«Красный балтиец» (1921), «Красная звезда» (1921-22) и др.— преимущественно с агитационными стихами
и злободневной политической хроникой. По поводу искренности написанного им Тиняков не обольщался,
видя в своем сотрудничестве в коммунистических газетах главным образом новую ступень падения
российского «проклятого поэта»: «Все на месте, все за делом, / И торгует всяк собой: / Проститутка
статным телом, / Я талантом и душой! / И покуда мы здоровы, / Будем бойко торговать! / А коль к нам
ханжи суровы, / Нам на это наплевать!» («Молитва о пище»). Первое время Т. жил в абсолютной нищете.
По ходатайству А.Л.Волынского Тиняков была отведена комната во флигеле Дома искусств (о его жизни
там см.: Ходасевич В. Некрополь). При участии Волынского Тиняков напечатал в издательстве «Парфенон»
книгу «Тютчев. Сборник статей о поэзии Тютчева» (1922), где опубликовал ранее неизвестные письма
Тютчева.
В 1922-24 Тиняков — постоянный сотрудник издававшейся РОСТА газеты «Последние новости», где вел
раздел «Критические раздумья», здесь поместил свои воспоминания о Блоке (6 авг. 1923) и Брюсове (17
дек. 1923). Тиняков издал сборник «Треугольник» (1922), куда вошли стихотворения 1912-21; тематически
и композиционно он продолжал первый сб. Мнения критики о «Треугольнике» разделились. Если Н.Катнов
увидел в нем свидетельство эволюции Тиняков-поэта и более строгого отношения к своему таланту
(Утренники. Пб., 1922. Кн.1. С.114-115), то С.П.Бобров, видя в Тиняков всего лишь подражателя Бедлера
и Брюсова выражал сожаление, что «эти книжонки выходят, пачкая наше время своей зловонной
сукровицей» (Печать и революция. 1923. №1. С.219.) Изданный же Тиняковым за свой счет третий
сборник стихов «Ego sum qui sum» («Аз есмь сущий») (1924) вновь привел к полному разрыву поэта с
литературной средой. В немалой степени этому способствовали целый букет богохульств, а также
написанное за месяц до гибели Н.С.Гумилева стихотворение «Радость жизни»: «Едут навстречу мне
гробики полные, / В каждом мертвец молодой. / Сердцу от этого весело, радостно, / Словно березке
весной!.. / Может,— в тех гробиках гении разные, / Может,— поэт Гумилев <...>/ Скоро, конечно, и я
тоже сделаюсь / Падалью, полной червей, / Но пока жив,— я ликую над трупами / Раньше умерших
людей». Прекращение в 1925 выхода в свет «Последних новостей» и общественный остракизм лишили
Тиняков постоянного источника заработка. Неизданными остались семь книг, подготовленные им в
1922-24 к печати: «Поэты (Тютчев, Подолинский, Полонский)»: сб. критических очерков; «Три лика
(Тургенев — Достоевский — Лев Толстой)»; «Личность Достоевского»: очерк; «Памяти Светлого: К
характеристике личности А.А.Блока»; «Критические раздумья: Сборник статей 1914-1924 гг.»;
«Разрушение иллюзий и фантазий»: сб. статей; «Святая Русь»: рассказ в стихах.
С 1926 Тиняков занимался профессиональным нищенством, сидя на Аничковом мосту или на углу Невского и
Литейного проспектов с табличкой «Писатель» и продавая третий сборник стихов. В мемуарах
К.И.Чуковского, М.Л.Зощенко, Б.В.Смиренского описано отсутствие какого-либо стеснения у Тинякова,
считавшего литературный труд также одной из разновидностей общественного паразитизма и недоуменно
относившегося к попыткам кого-либо из «порядочных людей» его «спасать». В 1928 он женился на
преуспевающей преподавательнице английского языка М.Н.Левиной; однако, несмотря на обретение
долгожданного бытового комфорта, вновь вернулся к нищенству, не прекращая при этом семейной жизни.
В 1929 по доносу писателя В.Н.Андреева Тиняков был арестован по статье 58-10 (контрреволюционная
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх