Тарасов-Родионов Александр Игнатьевич
|
Другие персоны с фамилией Тарасов-Родионов
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 07.10 Кто родился в этот год 1885 |
[25.9(7.10).1885, Астрахань — 3.9.1938, в заключении]
— прозаик.
Тарасов-Родионов родился в семье землемера. Мать из мелкопоместных дворян Черниговской губ. В 13 лет
Тарасов-Родионов остался без отца, старшим в семье из 7 детей. Зарабатывал уроками, одновременно
занимаясь в гимназии. В 1903 Тарасов-Родионов поступил на юридический факультет Казанского
университета, но, не окончив его, в 1907 уехал за границу, жил в Париже и Брюсселе.
В 1908 Тарасов-Родионов приехал в Омск, где до 1913 служил агентом по продаже сельхозтехники,
благодаря чему объездил всю Россию и Сибирь.
В 1913 Тарасов-Родионов вернулся в Казань и сдал государственные экзамены за курс университета.
В 1915 Тарасова-Родионова призвали в армию. Он был солдатом, юнкером, а с 1916 — офицером.
Тарасов-Родионов принимал деятельное участие на руководящих постах в Февральской и Октябрьской
революциях (контролировал арест Николая II), воевал на различных фронтах в Гражданскую войну,
закончив ее в звании командарма. В 1921 Тарасов-Родионов был среди тех, кто штурмовал восставший
Кронштадт.
В 1921-24 Тарасов-Родионов служил следователем в Верховном трибунале и в то же время начал
заниматься литературой. Тарасов-Родионов входил в литературную группу «Кузница», был среди
организаторов группы «Октябрь», затем входил в РАПП, с 1926 служил редактором художественной
литературы в ГИЗе, руководил литературными кружками на московских заводах.
Широкую известность Тарасову-Родионову принесла первая повесть «Шоколад» (1922). В ней
рассказывалось о том, как председатель местного ЧК Зудин был обвинен в преступлении: сочувствуя
тяжелому положению бывшей балерины Вальц, Зудин принял ее к себе на службу. Жена Зудина без
ведома мужа имела неосторожность принять в подарок от бывшей балерины шоколад. На Зудина был
написан донос; следственная комиссия признает Зудина виновным в получении взятки. Это получает
огласку среди товарищей по работе, среди обывателей. Хотя судьи и ближайшие товарищи Зудина очень
быстро убедились в его полной невиновности, власти (чтобы снять с себя тень подозрений) обвиняют
Зудина в попрании партийной чести. Его, истового приверженца революционных законов (совсем недавно
он приказал расстрелять около ста арестованных в отместку за убийство одного чекиста), теперь самого
приговаривают к смерти. Было принято решение не медлить с исполнением приговора, привести его в
действие в тот же вечер. Зудин соглашается с этим мнением, следуя пропагандируемой им самим идее, в
соответствии с которой гибель без вины во имя революции вполне оправдана.
Повесть не блистала литературным совершенством, критика отмечала: «В самом деле, ведь тут насчет
стиля, композиции, конструкции что-то не ново. А рассказ волнует, не отрываешься от него до последней
страницы, и бродят мысли самые нужные и значительные, потому что есть кое-что помимо стиля и
композиции, что-то, пожалуй, важнее формы, это — ум, постигший сконцентрированную мысль эпохи,
сердце, чуткое к ее глубочайшей муке» (Коган П.С. Литература этих лет. М., 1924).
Почти все писавшие о «Шоколаде» неизменно сравнивали эту повесть с появившимся вскоре после нее
романом И.Эренбурга «Жизнь и гибель Николая Курбова», в котором тоже кристально чистый чекист
Курбов становится невольной жертвой коварной женщины. Находили даже помимо сходства темы и
сюжета тождество в стиле этих двух произведений: «Курбов» Эренбурга был написан ритмической
прозой, и в «Шоколаде» — «переходы от прозы простой к прозе ритмованной и даже рифмованной»
(Горбачев Г. Революционная художественная проза // Горбачев Г. Очерки современной русской
литературы. Л., 1925). Н.Чужак в статье «Салопницы, умученные критикой» отмечал, что эти два
произведения могут вызвать лишь нездоровый интерес читателя, потому что «то и другое — цыплячьи
попытки потыкаться обывательской мордочкой в сакраментальные словечки: Губподвал, Лубянка,
Вечека» (Горн. 1923. №8). Но Эренбург и Тарасов-Родионов относились к чекистской идеологии с прямо
противоположных позиций. Если у Эренбурга слепая верность революционным идеалам, допускаемая ради
нее жестокость, аскетичность и самоотдача героев вызывали как минимум неприятие, то
Тарасов-Родионов разделяет мысли своих персонажей об отдаче делу революции чести и жизни, пытается
в меру своих худож. возможностей внушить это читателю, заставить его переживать то, что переживают
герои «Шоколада».
В повести «Линев» (1924) Тарасов-Родионов несколько отошел от современности, перенесясь в годы
Гражданской войны. Рассказ о наступлении белочехов в Сибири, о боях за Тюмень, об
американо-французских шпионах получился занимательным, но того резонанса, что Тарасов-Родионов
получил от своей первой повести, не было. С такой же фабульной занимательностью, сознательным
использованием приемов авантюрно-детективного жанра были написаны и две повести
Тарасова-Родионова, вышедшие в 1931,— «Гибель барона» (о разгроме войск Врангеля) и «Пятый патрон»
(о подавлении кронштадтского восстания).
Основным же произведением Тарасова-Родионова должна была стать задуманная им трилогия «Тяжелые
шаги». В 1927 была опубликована первая часть эпопеи — «Февраль», в 1930 — вторая — «Июль». В них
подробно рассказывалось о Февральской революции и предоктябрьских событиях. Однако завершить
задуманную трилогию писателю не удалось.
В 1937 Тарасов-Родионов был подвергнут массированной травле в газетах, а затем арестован и
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх