Тареев Михаил Матвеевич
|
Другие персоны с фамилией Тареев
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 19.11 Кто родился в этот год 1867 |
- философ, богослов.
Род. в Рязанской губ.
Учился в духовном училище и семинарии. Окончил Московскую Духовную академию.
После защиты диссертации - профессор кафедры "нравственного богословия" этой академии (1902-1918);
преподавал философию и политическую экономию в Ярославском юридическом институте, Загорской Военно-электро-технической академии (1918-1927).
В основе философских построений Тареев лежит дуалистическое представление о двух сферах жизни: духовной и природной, точкой пересечения которых является человек, одинаково принадлежащий этим двум "разнородным" сферам и трагически переживающий двойственность своего положения. При этом центральное место в философской антропологии Тареева отводится не человеку как таковому, а христианину.
Согласно Тарееву, духовная жизнь реальна только в христианстве, а, следовательно, и основная двойственность духовного и естественного в человеке реальна лишь в христианине. При этом Тареев признает свободное развитие "естества": "свобода духа имеет точку опоры только в свободе плоти" (Основы христианства. Т.З. С. 123), а свобода плоти состоит в свободе личного начала, полноте естеств. развития во всех видах - семейном, нациаональном, государственном, художественном. Вся система культуры, а следовательно, и все историческое бытие есть для Тареева сфера "плоти", сфера "естества", совершенно "иноприродная" духу.
Исходя из этого противопоставления духовной жизни и "естества", которое раскрывается лишь в душе христианина, Тареев строит теорию "христианского познания", а не "познания вообще". При этом он близко стоит к "субъективному" методу познания, который утверждали (в социологии) Михайловский, Лавров, Кареев и других.
Тареев отличает "знание" от "ведения": знание мы имеем в науке, устанавливающей "объективность" в бытии, ведение же, которое Тареев называет "мистическим", "интуитивным знанием", есть "непосредственное переживание действительности, освященное сознанием" (Философия жизни. С.72). Христианство может быть постигнуто всецело лишь интимным путем. "Христианское ведение,- согласно Тареев,- есть опытное обладание истиной, переживание божественной действительности... и к духовной истине нет иного пути, кроме диалектического" (Там же. С.85).
Поэтому для Тареев "христианская философия не воздвигается усилиями чистого разума, она не есть логическая система... и все же она есть мудрость, комплекс понятий, обнимающих опыт, она есть разум жизни" (Там же. С.99). Вместе с тем Тареев вовсе не отвергает компетенции разума в познании трансцендентного мира. По его мнению, субъективно-мистическая ориентация христианская философия не допускает лишь того, чтобы разум считался источником религиозного познания независимо от духовно-мистического опыта. Система философских представлений Тареев осталась незавершенной (Реф.: 3. "ИРФ". Т.2. ч.1. С.122-128). Как отмечает С.Аверинцев, идеи Тареева предвосхитили целый ряд тенденций "филос. жизни", экзистенциализма и диалектической теологии ("ФЭ". Т.5. С.182-183).
Псевдонимы:
Тареев Максим Матвеевич [19.11.1867-20.05.1934] - философ, богослов
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх