Тарковский Михаил Александрович
|
Другие персоны с фамилией Тарковский
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 24.10 Кто родился в этот год 1958 |
[24.10.1958, Москва]
— прозаик, поэт.
Сын литераторов, внук известного поэта Арсения Тарковского. Выросший в интеллигентной московской
среде, окруженный творческими людьми, он, тем не менее, с детства увлекался полевой зоологией —
орнитологией, со школьных лет ездил в экспедиции (Тува, Иркутская обл., Красноярский край). В 1976
поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности
география и биология. Закончив его (1981), 5 лет работал на Енисейской биостанции Института
эволюционной морфологии и экологии животных (ИМЭЖ) АН СССР (Красноярский край, Туруханский р-н),
занимался зимней экологией птиц, обследовал территорию будущего Центрально-Сибирского
заповедника, проводил орнитологические обследования рек Елогуй, Подкаменная Тунгуска, Гольчихи
(Таймыр).
В 1981 начал писать стихи, но нигде их не публиковал.
В 1986 поступил в Южно-Туруханский госпромхоз штатным охотником. В это же время стал студентом
заочного отделения Литературного института им. А.М.Горького, семинар поэзии Б.Д.Цыбина (закончил в
1992). В 1995 взял свой охотничий участок в долгосрочную аренду. С тех пор место постоянного
жительства писателя и охотника Тарковский — Красноярский край, Туруханский р-н, с.Бахта.
Первая стихотворная публикация Тарковского — цикл «Письма в Москву» (Октябрь. 1987. №9) — была
своеобразной поэтической рефлексией на сопоставление двух миров: городского и природного.
Знакомство с обширным пространством Отечества от Дальнего Востока, Сибири до среднерусской
провинции, с простыми людьми (охотниками и рыбаками), жизнь внутри природно-красивого
(совершенного) мира навсегда определили творческие интересы писателя. Его интересует прежде всего
человек, такой человек, для которого Родина — вся огромная страна. В это время его стихи печатают в
альм. «День поэзии», «День и ночь», в ж. «Охота и охотничье хозяйство», «Знамя». В 1991 вышла первая
книга Тарковского «Стихотворения».
С начала 1990-х Тарковский начинает писать прозу — рассказы и повести. Он продолжает отстаивать
свою тему в литературе: рассказывает о том, почему любит енисейскую жизнь, о ее редкостной красоте,
о людях, живущих трудной жизнью среди мощи природного мира. Первая публикация прозы Тарковского
— рассказ «Васька» (Охота и охотничье хозяйство. 1993. №10). Тарковского много печатают в самых
разных изданиях: журналах «Юность», «Согласие», «Литературная учеба», «Москва», «Наш
современник», «Новый мир», «Октябрь», «Охота», «Россия», «Русская провинция», «Подъем», «Зов
тайги», «Енисей», «Сибирская горница», «Северные просторы», «Русский дом», «Полярные горизонты», в
интернет-журнале «Русский переплет», а так же в газетах: «Первое сентября», «Литературная газета»,
«Красноярский рабочий», «Красноярская неделя» и др. В своей прозе Тарковский рассказывает о крепкой
связанности жизни людей и природы, о постоянной зависимости человека от дождей и ветра, от мороза и
тепла. Тарковский радует полное отсутствие «зрителя» в сибирском бытии (т.е. жизни с оглядкой на
моду, на чье-то похотение, на выгоду) и радует бескорыстие охотничьего бытия — повесть «Ветер»
(Москва. 1995. №6), рассказ «Девятнадцать писем» (Москва. 1998. № 11).
Этапным в творчестве писателя стала повесть «Таинственная влага жизни» (Наш современник. 1998. №10;
в последующих изданиях по предложению В.Астафьева название изменено на «Стройка Иваныча»). В этой
повести Тарковский рассказал о «чутком человеке», о его счастливом творческом труде не только рук, но
и души. Такой труд дает покой и «правоту душе», которая все меньше известна нынешнему человеку,
особенно городскому.
В.Астафьев охарактеризовал это произведение как: «Удивительная проза!» (Огонек. 1998. №9). Автор
стал лауреатом литературной премии журнала «Наш современник», на его творчество обратили внимание
критики. М.Ремизова в статье «Мужик и подонок» (Независимая газета. 1998. Нояб.) отмечала: «Эти
страницы — настоящая поэма труда, несуетного мастерства, когда человек осуществляет свою
главнейшую функцию — гармонического преобразования мира». «Народное лицо повести» заметили
писатель С.Есин в своих «Дневниках» за 1999: «Все очень здорово, язык мощный и свежий, Сибирь, где
только еще и остались страсти жизни и новое поколение, которое эту жизнь постепенно оставляет и
сиротит»; критик П.Басинский: «Михаил Тарковский писатель от Бога. Его еще не заметили и не оценили в
столичных литературных кругах. <...> и только осуждаемый прогрессивной общественностью "Наш
современник" напечатал его превосходную повесть о мужике, который строил баню, но строил ее так, что
глаз от текста не оторвешь!» (Литературная газета. 2000. 16-22 февр.).
В творчестве Тарковский нет явных следов лит. полемики между «почвенниками» и «западниками»,
«консерваторами» и «либералами» последнего десятилетия XX в. Но, вместе с тем, в литературных
обзорах Тарковский назывался не раз среди тех, кто противостоит модернизму и постмодернизму своим
сознательным следованием критериям и принципам реалистической художественной школы (Кокшенева К.
«Элите захотелось портвеша»: [из дискуссии «Сумерки литературы: закат или рассвет?»] // Литературная
газета. 2002. №11). Тарковский словно бы имеет «охранную грамоту» от своей сибирской земли, проживая
в трудах среди солнца и снега, по распорядку самой природы, ее вечных законов, столь редко замечаемых
в пылу лит. споров. Конечно, Тарковский пишет современные повести, держась столбовой дороги
корневой русской литературы (среди повлиявших на его творческий мир писателей называет Бунина,
Л.Толстого, Чехова, Астафьева); наследует традиции т.н. «деревенской прозы» XX в. «Есть русская
литература,— говорит писатель,— она деревенская, потому что деревня — соль России. Она порой и
пьяная, и разоренная, а порой и полная сил и готовая к возрождению. Именно оттуда идет все свежее,
живое, именно там сейчас еще живет и дышит то, что питает литературу — русский язык»
(Автобиография. Архив автора). О языковом мастерстве повести «Ложка супа» (Новый мир. 1999. №7)
критик И.Борисова писала: «Эта медленность и серьезность наращиваемого знания, это мужественное
доверие к собственным ритмам гарантирует писателю свободу слова без борьбы за это слово» (Светится
темнота // Первое сентября. 2000. №62).
Вслед за «Ложкой супа» последовали повести «Лерочка» (Наш современник. 1999. №7), «Шиштындыр»
(Наш современник. 2000. №3), «Гостиница "Океан"» (Новый мир. 2001. №5), «Отдай мое» (Новый мир.
2003. №2), «Кондромо» (Октябрь. 2003. №3). Все повести Тарковский не уводят от жизненной правды, но
приводят к ней — его главный творческий метод заключается в художественное «литье» человеческого
опыта (писатель следует реалистической традиции отечественной литературы, где в центре был русский
человек). Тарковский пишет о той жизни, что определяется не острыми сюжетами, не яркими,
выходящими за пределы обыденности, событиями, но о том ее течении, что определяется тоской (для
одних героев — по прошлому, для других — по новому), любовью (для героев она есть «противоречие»
между смирением и ширью души), верностью делу своему (труд, изгнанный из системы современных
ценностей, у Тарковского по-прежнему на главном месте человеческого существования). Герои
Тарковского «одолевают жизнь» — тут заметны мотивы и «доли горькой», с удивительным постоянством
достающейся всем поколениям русских людей в России, и сопротивления человека «злому времени».
Почти все, написанное в последнее десятилетие XX в., Тарковский собрал в книгу «За пять лет до счастья:
Рассказы и повести» (2001), в предисл. к которой писатель О.Павлов отмечает: «Бытие человека
изначально трагично, потому что в собственных силах лишь то малое, чем скрепишь, из чего можно, свой
дом, свою жизнь. Приходит время, когда и этого мало — когда для жизни нужно еще большее напряжение
сил. В борьбе за нее не всегда побеждает человек, если слабнет, унывает, теряет веру, разрушается,
гибнет. Но знание о трагедии жизни побуждает к состраданию, а по сути — к любви. Эта простая истина
обретает в прозе Тарковского новый глубокий смысл. Он ищет ее, границу эту, между слабостью и силой,
жизнью и смертью там, где природа уступает человеку лишь тропки...» (С. 7).
Тарковский — лауреат Литературной премии «Лучший рассказ года» интернет-журнала «Русский
переплет» (2000), лауреат премии журнала «Роман-газета» (2002).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх