Танеев Владимир Иванович
|
Другие персоны с фамилией Танеев
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 05.09 Кто родился в этот год 1840 |
- юрист, философ, социолог. Старший брат композитора С.И.Танеева.
Род. во Владимире, в дворянской семье.
Окончил Петербургское училище правоведения. После окончания училища принимал участие в редактировании правовых актов судебной реформы.
Работал в адвокатурах Москвы и Петербурга, выступал защитником по делам польского восстания, народников, нечаевцев. Публиковал статьи в журнале "Отечественные записки", "Искра", "Слово". Был инициатором академических чтений московской интеллигенции в "Эрмитаже" (1877- 1904), на которых велись дискуссии по вопросам философии, культуры, политики.
Взгляды Танеева испытали на себе существенное влияние идей позитивизма и антропологизма.
Танеев высоко оценивал вклад О.Конта в развитие философии, считал, что последний совершил поворот философии от бессодержательного логицизма к науке. Лишь философия как наука способна противостоять мистицизму и спиритуализму. "Позитивизм,- писал Танеев,- направление, которое заменяет в науке, в практике, в искусстве вымышленные идеи богословия и метафизики". Научность философии означала ориентацию на научный метод познания, опирающегося на чувственный опыт и силу разума. Позитивный метод Конта, по Т., это научный метод, единый для всех отраслей знания, состоит из наблюдений действительных фактов и из выводов, как индуктивных, так и дедуктивных. "Метод этот ... один обеспечивает прогрессивное движение как отдельных наук, так и философии".
Танеев ориентировал философию на методы научной эмпирии, хотя и пытался поднять "научную философию" до уровня метафилософии, изучающей "общие законы бытия" и создающей "общие гипотезы", теорию познания. Являясь сторонником О.Конта в трактовке проблемы соотношения естествознания и философии, Т. вместе с тем не соглашался с его агностицизмом (что не означало отхода от позитивизма). Как и Конт, Танеев ориентировался в трактовке природы на материалистическую установку. "Слово "материалист",- отмечал он,- и до сих пор считается неблагозвучным. Оно не нравится господствующим классам. Философы, по слабости и трусости своей, боятся его и избегают. Привычка к смягчениям и уловкам проникла в область философии и науки. Трусость мысли скрывается под разными выражениями: феноменализм, детерминизм, монизм, позитивизм... Наука может быть только материализмом".
С точки зрения Танеева, есть одна субстанция в мире - материя. Все формы бытия обладают деятельностным началом, все явления причинно взаимосвязаны, время необратимо. Философия призвана синтезировать представления об общих законах природы и общества, создать научную картину мира. Человек познает, чтобы господствовать над вещами и посредством этого удовлетворять потребности. Сам человек возникает в результате природной эволюции. Его жизнь - деятельность нервов, мускулов, желез. Мозг - одна из желез - "отделяет мысли так, как печень отделяет желчь, а почки отделяют мочу" (Детство. Юность. Мысли о будущем. М., 1959. С.523-524).
Общество развивается, как и органический мир, путем "применения к окружающей среде", проходя этапы дикости, варварства, цивилизации. Насилие - способ возникновения и существования многих устоев цивилизации: собственности, государства, нравственности. Выбирая между полезным и вредным, наслаждением и страданием, "человеческий мозг может создать и усвоить теорию нового, лучшего общественного устройства" (Там же. С.169). Люди нашли высшую форму жизни, это - коммунизм, т.е. общество, где организация совместной деятельности людей имеет максимальную выгоду. Свой проект "коммунистических государств будущего" Танеев создает в духе утопического социализма.
Танеев полагал, что современные европейские рабочие (и горородские, и сельские) уже не обладают качествами, необходимыми для перехода к такому образу жизни. Он считал, что важнейшими задачами философии и социологии является основанный на строго научном методе синтез законов природы и общества и выработка теории наилучшего общественного устройства. Ряд работ Танеева не опубликован и до сих пор хранится в архивах ["Естественная религия" (1876), "Социологическая эйритмия" (1876-1901), "Жизнь Конта" (1879-1881), "Ейтихология" (1880-1890), "Социализм и коммунизм" (1891), "Классификация наук" (1893), "Сто глав, в которых изображается социальная республика будущего" (1880-1881), "Замечания на реферат Гертвига" (1897-1898) и др.].
Скончался Т. в дер. Демьяново Московской обл.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх