Тальков Игорь Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Тальков
Другие персоны с именем Игорь Кто родился в этот день 04.11 Кто родился в этот год 1956 |
[4.11.1956, г.Щекино Тульской обл.— 6.10.1991, Ленинград; похоронен на Воганьковском кладбище в
Москве]
— поэт, певец, композитор.
Родился в бедной семье репрессированных. Окончил музыкальную школу по классу баяна, имел два
начатых высших гуманитарных образования (педагогическое и культурологическое). Начал писать песни
приблизительно с 1973. Отслужив в армии, в качестве барабанщика, гитариста, клавишника,
аранжировщика сотрудничал с группами «Апрель», «Калейдоскоп», «Вечное движение», «Электроклуб»,
работал в музыкальном театре М.Тереховой. После антибрежневского выступления в Туле в 1975 вплоть
до 1987 лишен возможности публичных выступлений. Широкую известность и популярность Тальков
получил после трансляции песни «Россия» в программе В.Молчанова «До и после полуночи» в 1989 и
выступления с этой же песней на фестивале «Песня-89», утвердившего в общественном сознании
сценический образ поэта как вернувшегося с войны, но не сломленного духом русского воина.
Многочисленные гастроли Тальков совмещал со съемками в фильмах «Князь Серебряный» и «За последней
чертой». Обычно концерты Талькова состояли из двух смысловых частей — остросоциальных и
лирических песен.
6 окт. 1991 при не проясненных до конца обстоятельствах был смертельно ранен в ходе коллективного
концерта в ленинградском концертном зале «Юбилейный».
В своих стихах Тальков предстает и как остросоциальный поэт-философ и сатирик, и вместе с тем как
художник элегического склада, аналитик внутреннего мира личности.
Одной из наиболее известных гражданских песен Талькова стала песня «Россия» (1989). Текст построен в
форме прямого обращения поэта к родной стране, чей облик в прошлом и настоящем проступает при
чтении «старой тетради расстрелянного генерала». В переживаниях лирического героя отчетливо
выразилось умонастроение мыслящей части общества, чающей «забитой правды возрожденья» и
вглядывающейся в национальное прошлое в поисках отринутых духовных основ бытия.
Во многих песнях Талькова звучит резко сатирическая оценка как советских десятилетий, так и
«перестроечной» современности («Дядя», «Враг народа», «Господа демократы», «Господин президент» и
др.). В аллегорическом стих. «Дядя» (1989) лирический монолог героя перерастает в исповедь целого
поколения, болезненно переходящего от советского «комендантского часа» ко времени лживой
«перестроечной» утопии: «Но стало ясно: нет таких затрат, / Чтоб залатать химеру» (Монолог: Стихи,
воспоминания, дневники. М., 2002. С.62).
В лирике Талькова постижение современности влечет за собой переоценку исторического опыта и
предшествующих столетий. Так, в стихотворение «Господа-демократы» (1989) последствия
насильственного революционного передела осмысляются в системе исторических параллелей — речь в
заостренной публицистической форме идет и о Французской революции, и о
революционно-демократической интеллигенции XIX в. («пусть ответят за все Чернышевский и Герцен»).
Развенчание советских мифов оказывается неотделимым от конструирования новой утопии о Великой
Руси, праведном народе, невинно пострадавшем от темных сил,— утопии, произрастающей из внутренней
потребности превозмочь ощущение вакуума, оторванности от корней и исторических перспектив.
Сатирические мотивы социальных песен Талькова нередко сопряжены с гротескной образностью,
усиливающей их трагедийное звучание. В целом ряде песен («Товарищ Ленин, а как у вас дела в аду?..»,
«Бал Сатаны», «Родина моя» и др.) инфернальные лейтмотивы, способствуя широте сатирического
обобщения, создают аксиологическую перспективу исторического пути нации. На взаимопроникновении
реального и фантастического построено стихотворение «Бал Сатаны» (1990), где обозначенный в
заглавии центральный образ становится метафорой советских десятилетий.
Художественные пути воплощения образа родины в песенной поэзии Талькова весьма разноплановы. Если
в таких стихах, как «Маленький город» (1986), «Ленинград» (1982), он раскрывается в
лирико-романтических тонах, то центральной в стихотворении «Родина моя» (1989), «Родина» (1991)
оказывается эсхатологическая картина русской жизни, разрываемой своими неизбывными
противоречиями. В первом, например, одушевленный образ страждущей родины созвучен, с одной
стороны, фольклорным мотивам, с другой — блоковской лирике: «Родина моя — / Нищая сума. / Родина
моя, / Ты сошла с ума...» (Монолог... С.89).
Особенно яркой в свете осмысления исторических судеб России стала трагическая баллада «Бывший
подъесаул» (1990). Большая часть произведения выстраивается как повествование-предание о судьбе и
гибели бывшего подъесаула, ставшего в пору гражданской усобицы, разорвавшей вековые семейные
связи («проклятье отца и молчание брата»), красным командармом. Как и в фольклоре, активной
действующей силой выступает здесь природный мир, созданный Богом и хранящий в своих глубинах
непорушенное единство с Творцом (фольклорный колорит проявляется и в дважды звучащем во время
исполнения хоровом припеве из казачьей песни «Любо, братцы...»). Напряженный драматизм
произведения сопряжен с раскрытием противоречий во внутреннем мире командарма, читающего по
старой памяти молитву и одновременно сознательно преступающего Божье Слово, донесенное природой:
«Божий наказ у реки не послушал». В шестой строфе «объективное» повествование прерывается
авторским лирическим голосом — в исполнении этот фрагмент выделен особо: текст здесь не поется, а
медленно, в полной тишине выговаривается каждое слово. Этот голос наполнен раздумьями о «последней
черте» встречи человека с Богом, видящего весь его земной путь («Наступает момент, когда каждый из
нас / У последней черты вспоминает о Боге!»), о целой стране, оказавшейся у подобной «черты».
Композиционное единство баллады достигается через сквозной лейтмотив памяти природы,
противопоставленной духовному беспамятству нации, забывшей о Боге на «плацдармах» Гражданской
войны и революции. Тихий Дон, воплощающий мудрую преемственность, непрерывность бытия, хранит
память и о «грешной душе» героя, и о его гибельном самоотречении.
Жанр баллады возникает у Талькова и в связи с художественным осмыслением реалий совр. российской
действительности. Так, в «Балладе об афганце» (1991) внутренняя «драматургия» рождается в нелегком,
выписанном с бытовыми подробностями диалоге поэта с «молодым ветераном» Афганистана,
приоткрывающем «смертельно израненную душу» последнего.
«Драматургииность» ряда стихотворений Талькова обусловлена появлением в них вполне
самостоятельных по отношению к авторскому «я» персонажей с яркими речевыми характеристиками,
остротой связанных с ними сюжетных положений («Собрание в жэке», «Дед Егор»).
Яркой гранью поэтического наследия Талькова стала и любовная лирика, которой, как и социальным
песням, свойственны насыщенность бытийной проблематикой, ощущение Божественного присутствия в
человеческой судьбе.
Лирический герой Талькова погружен в воспоминания о пережитой любви, наполняющие его душу и болью
за несвершившееся счастье, и вместе с тем радостью и благодарностью судьбе за те чувства, которые
довелось испытать. В стихотворении «Давно в душе моей утихли бури» (1981), «Прощение» (1985) герой
стремится к философски-умудренному восприятию поворотов судьбы, и это в определенной степени
сближает их со зрелой любовной лирикой Пушкина — в частности, со стих. «Я вас любил» (1829): «И пусть
с любовью тоже нам не повезло, / И пусть не склеить нам разбитое стекло,— / Я зла не помню и обиды не
держу / И той мгновенною любовью дорожу...» (Монолог... С.211)
Чувство благодарения жизни и любимой женщине, онтологический ракурс осмысления любви оказываются
ключевыми в обращенном к жене лирическом послании «В вечность», а стихотворение «Ценою
самоотреченья...» (1985) позволяет представить любовную поэзию Талькова как лирику
духовно-нравственного стоицизма, родственную по напряженности рефлексии песням о России.
Размышления о смысле искусства, о вольном духе, изначально присущем бардовской песне, имели
существенную значимость в творческом самосознании Талькова: «Я — бард. Я пишу и пою песни о том, что
меня волнует. Свобода творчества — мой принцип...» (Монолог... С.53). В освоении этой темы
публицистичность, сатирическая заостренность и даже политическая злободневность мысли соединились
у Талькова с проникновенным лиризмом, масштабными лирико-философскими обобщениями.
Во многих стихотворениях деятельность поэта-певца неотделима от постоянного противодействия
разного рода внешним силам. В известной песне «Сцена» тернистый путь поэта к сцене сопряжен с
острейшей социальной борьбой, противостоянием силам зла и преисподней («А дорогу к тебе преграждала
нечистая сила»), которое порождало и внутреннюю дисгармонию в душе творца («в душе затаилась на
долгие годы тоска»), преодолеваемую лишь духовным упованием на Высшую силу: «Да поможет нам Сила
Господня!» (Монолог... С.111). Образ «антиидеала» в творчестве вырисовывается в таких сатирических
стихотворениях, как «Этот путь» (1988), «Конкурс» (1982), «Правда» (1985), которые впитали в себя
традиции русской гражданской поэзии. Образ поэта, «крамольного» в отношении официальной идеологии
и усредненных стандартов творческого поведения, раскрывается и в таких стихотворениях, как
«Друзья-товарищи» (1988), «Спасательный круг» (1989), «Призвание» (1986). В стихотворной притче
«Бубен-тамбурин» (1984) в иносказательной форме — через антитезу кричащей музыки бубна и
«самозабвенного», тихого «звучанья чудных арф» — выявляется драма одиночества лирического «я»,
чуждости его эстетического вкуса нормам массовой культуры, неглубоким запросам «забубённой
публики».
Вселенское обобщение собственной, осмысляемой с духовной точки зрения судьбы и пути Родины
осуществляется в песне-пророчестве «Я вернусь» (1990). Архетипический для русской культуры образ
воскресения поэта «пусть даже через сто веков» и его возвращения в обновленную страну сопряжен
здесь с глобальным обобщением истории России XX века — поры революций, войн (явных и скрытых,
характеризующих общий климат общественной жизни), нищеты и «дождей из слез». Лейтмотив боя в
самохарактеристиках поэта становится знаком его неослабевающей духовной и творческой активности:
«Я завтра снова в бой сорвусь, / Но точно знаю, что вернусь...» (Монолог... С.277). Напряженно
рефлексируя о таинственной связи своего посмертного возвращения и «первого дня рождения страны,
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх