Сычёва Людмила Сергеевна
|
Другие персоны с фамилией Сычёва
Другие персоны с именем Людмила Кто родился в этот день 18.02 Кто родился в этот год 1939 |
- специалист в области философии и методологии науки; доктор философских наук, профессор
Род. в Свердловске.
В 1961 окончила математико-механический факультет Уральского государственного университета,
в 1966 - аспирантуру по философии Новосибирского государственного университета.
Работала в секторе методологии социологии Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (1966-1970),
преподавала философию в Новосибирском институте инженеров водного транспорта (1970-1981),
на кафедре философии СО АН СССР (1981-1993),
в Новосибирском гуманитарном институте (1993-1998).
С 1998 по настоящее время - профессор кафедры философии Новосибирского государственного университета.
Кандидатская диссертация - "Проблема предмета исследования как проблема научной рефлексии" (1970),
Докторская диссертация - "Гносеологический анализ процессов формирования научных дисциплин" (1991).
Член редколлегии сборников "Проблемы гуманитарного познания" (Новосибирск, 1986), "Наука и ценности" (Новосибирск, 1987), один из составителей аналитической хрестоматии "Идея подражания в гуманитарном познании в очерках и извлечениях" (Новосибирск, 1998).
В работах Сычёвой анализируются закономерности формирования научных дисциплин в рамках эстафетной модели науки, предложенной М.А.Розовым. Развитие науки рассмотрено как некий естественный процесс, в основе которого лежит своеобразный генетический код - научные программы, исследований и коллекторские. Программы первой группы задают способы получения знаний; программы второй группы (коллекторские) - это программы отбора, организации и систематизации знаний, которые нормируют познавательную деятельность и конституируют возникающие научные дисциплины. Формирование научных дисциплин изучается как проявление социальной наследственности, когда уже сложившиеся науки выступают как своеобразные дисциплинарные матрицы, влияющие на формирование новых дисциплин. Описаны такие механизмы формирования новых дисциплин, как перенос ранее возникших программ на новые объекты; пересечение программ (в том числе математизация); влияние одних наук на другие благодаря использованию научных метафор, подражание наукам, избранным в качестве образца научной строгости.
Формирование научных дисциплин сопровождается обсуждением вопросов об их предмете - о задачах каждой науки, характере объекта, средствах и методах, специфике продукта. Проблема предмета науки рассматривается Сычёвой как проблема научной рефлексии и осознавалась сначала как обсуждение структуры науки. С появлением эстафетной модели науки действия ученых по формированию предмета стали осознаваться как реализация той или иной коллекторской программы. Программы такого рода не были замечены ранее, т.к. они достаточно редко представлены специальными текстами, рассказывающими, как "устроена" та или иная наука. Переосмысление проблемы предмета, т.е. представление ее не как обсуждения структуры науки, а как проблемы размещения в социальной памяти результатов исследований, ведет к постановке новых вопросов - о функционировании традиций и их вербализации, о рефлексивной симметрии, что связано с такой нетривиальной ситуацией, когда процессы систематизации знания могут выступать в качестве исходного пункта формирования новых дисциплин.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх