AZ-libr.ру

информационный портал





Стёпин Вячеслав Семёнович
[19.08.1934]

  Другие персоны с фамилией Стёпин
Другие персоны с именем Вячеслав
Кто родился в этот день 19.08
Кто родился в этот год 1934

       - специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки; доктор философских наук, профессор
       Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского, государственного университета (БГУ) (1956) и аспирантуру по кафедре философии того же университета (1959).
       С 1959 - на преподавательской работе: ассистент, преподаватель, доцент кафедры философии Белорусского политехнического института.
       С 1974 - на кафедре философии гуманитарных факультетов БГУ: доцент, профессор, в 1981-1987 - заведующий кафедрой.
       В 1987-1988 - директор ИИЕТ АН СССР, с 1988 по настоящее время - директор ИФ АН СССР (ныне РАН).
       Одновременно заведующий кафедрой философии антропологии философский факультета МГУ.
       Кандидатская диссертация - "Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм" (1965).
       Докторская диссертация - "Проблема структуры и генезиса физической теории" (1975).
       Член-корреспондент АН СССР (1987). Академик РАН (1994). Иностранный член Национальной АН Белоруссии (1995), Иностранный член Национальной АН Украины (1999), заслуженный профессор МГУ, почетный доктор Новгородского университета (2000), Почетный доктор университета г.Карлсруэ, ФРГ (1998).
       Стёпин внес существенный вклад в исследование проблем методологии науки, теории познания, философии культуры.
       В 70-80-е гг. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции Стёпина была раскрыта структура оснований науки (научная картина мира; идеалы и нормы исследований; философские основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий научных исследований.
       Стёпин обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только некоторых из них, становящихся реальной, эмпирической историей науки. Разработал идею типов научной рациональности (классической, неклассической, постнеклассической). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм исследований, особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов - от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем.
       В последние годы Стёпин исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, их роль в трансляции исторического опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизационного развития.
       Стёпин проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры ("природа", "пространство", "время", "причинность", "свобода", "справедливость", "совесть", "добро", "зло" и т.п.), наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого исторического типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеческого жизненного мира, посредством которой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определенном типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации.
       Философия выступает рефлексией над универсалиями культуры. Философские категории упрощают и схематизируют мировоззренческие универсалии, превращая их в теоретические понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями философия способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренческими ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры.
       Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры. Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на современном этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экологического, антропологического и других глобальных кризисов.
       Председатель научно-редакционного совета "Новой философской энциклопедии" в четырех томах (М., 2000-2001).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:16:08 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"