AZ-libr.ру

информационный портал





Спир Африкан Александрович
[27.11.1837-25.03.1890]

  Другие персоны с фамилией Спир
Другие персоны с именем Африкан
Кто родился в этот день 27.11
Кто родился в этот год 1837

       - русско-немецкий философ.
       Род. в имении Маслениновка близ Елизавет-града Херсонской губ., в семье врача, обрусевшего немца.
       С 1854 - гардемарин. Участвовал в обороне Севастополя.
       В 1879 освободил своих крестьян, наделив их землей и уплатив за них денежные повинности.
       В 1862 отправился за границу, слушал лекции в Гейдельберге. Поселился в Германии (1867), затем в Швейцарии (1878).
       Умер в Женеве.
       Истинным философским методом, по Спиру, служит сформулированное Декартом требование: выявить непосредственные данные сознания и делать из них только вытекающие с совершенной очевидностью выводы. В качестве истинного философского основоположения Спир принимает декартово доказательство дуализма мыслящего и протяженного начал. К непосредственно данному Спир относит не только внутренний опыт, но и само различение внутреннего и внешнего: Я и не-Я. Вслед за Кантом Спир утверждает трансцендентальный, априорный характер познания, однако, обосновывая априорность, выдвигает аргумент о несоответствии опыта законам мышления (в частности, логическому закону тождества).
       Спир приводит не только логические, но и этического аргументы в пользу априорности законов сознания, обращая внимание на моральный аспект сознания должного, невыводимого из сущего. Через сферу логического и этического раскрывается абсолютное бытие - абсолютно простая, вечная, неизменная, единственная и совершенная субстанция.
       Спир различает три сферы бытия: ноуменальный мир ("вещей в себе"), феноменальный мир - эмпирическая реальность, лежащая вне пространства, но подчиненная закону времени, а также сфера субъективных представлений. Первые два мира не связаны каузально: ноуменальный мир выступает как идеал, норма, а не основание мира эмпирического.
       Бог в системе Спир выступает в качестве безличной субстанции. Он утверждает, что Бога нельзя мыслить ни как Творца, ни как Владыку, а лишь как идеал, решительно различая понятие Бога и "действующий принцип природы", и поэтому считает пантеизм философски неприемлемым. Необъяснимость действительного мира, невозможность пользоваться понятием причины для уяснения связи явлений и Безусловной сущности не мешают, по Спиру, считать, что Безусловно есть идеал, во имя которого и должен действовать человек; с этим идеалом мы должны проходить "сквозь" действительное бытие. (См.: "ФЭ". Т.5. С.115; 3. "И.Р.Ф." Т.2. 4.2. С.115-116.)

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:14:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"