Спиркин Александр Георгиевич
|
Другие персоны с фамилией Спиркин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 24.01 Кто родился в этот год 1919 |
- философ и психолог, специалист в области проблем сознания, гносеологии и диалектики; доктор философских наук, профессор
Род. в с.Чиганак (ныне Аркадакского р-на Саратовской обл.).
В 1941 окончил институт дефектологии (ныне факультет Московского педагогического университета).
С июля по ноябрь 1941 - на трудовом фронте.
В 1941-1945 - политзаключенный. Реабилитирован (1957).
В 1945-1946 - научный сотрудник Института неврологии АМН СССР;
в 1946-1952 - научный сотрудник ИФ АН СССР.
Ведет преподавательскую работу по психологии и философии с 1946.
В 1952-1953 - декан дефектологического факультета Московского заочного педагогического института.
С 1954 работает в издательстве "Советская энциклопедия",
в 1960-1970 - заведующий редакцией философии, а также заместитель главного редактора "ФЭ".
С 1962 - старший научный сотрудник ИФ АН СССР,
с 1978 по 1982 - заведующий сектором диалектического материализма, затем - главным научным сотрудником.
Вице-президент Философского общества СССР (1971-1975).
Председатель секции философских проблем кибернетики Научного совета по кибернетике при Президиуме АН СССР (1962-1981);
заведующий лабораторией биоинформации при обществе радиотехники, электроники и связи (1979-1984).
Член-корреспондент РАН.
Кандидатская диссертация (1948) посвящена проблемам социальной психологии в трудах Г.В.Плеханова;
Докторская диссертация (1959) - проблеме происхождения сознания.
Главный редакторский труд Спиркина - "ФЭ", явилась значительным событием в духовной жизни страны 60-х гг. "Она освоила с точка зрения марксизма и сделала материалом обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современность. Это - значительная интеллектуальная ценность... Душой "Философской энциклопедии" был А.Г.Спиркин" (М.Капустин. Конец утопии? М., 1990. С.399). Для "ФЭ" С. написал ряд статей, среди которых: "Философия", "Мировоззрение", "Методология", "Сознание", "Диалектика", "Восхождение от абстрактного к конкретному", "Наука" [в соавт.], "Восприятие" [в соавт.], "Любовь" и другие.
Центральная проблематика научных исследований С. связана с разработкой фундаментальной философской и психологической теории сознания и самосознания. С. в течение трех лет занимался в Сухумском питомнике исследовал поведения обезьян с целью уяснения биологических предпосылок возникновения человека.
В публикациях Спиркина анализируются проблемы происхождения и исторического развития сознания; сознания и языка; общения и взаимного понимания людей, эпох и культур; истории теорий сознания в западноевропейской, восточной и русской философской мысли; сознательного и бессознательного; рациональных и интуитивных форм постижения реальности; паранормальных состояний сознания и подсознания; сознания, знания и веры; особенностей религиозного сознания и опыта; проблемы чуда; феномена ясновидения и других экстрасенсорных явлений.
Значительное место в работах Спиркина занимает исследование философских проблем человека: человек как личность; личность в зеркале своего "Я"; уникальность человеческого бытия. Разрабатываются также понятия творческой личности, одаренности и ее уровней: "талант" и "гений". Одна из важнейших тем исследований - смысл и предназначение философии.
Спиркин принадлежит один из лучших отечественных учебников по философии выдержавший 3 издания (1963, 1966, 1967).
Главная идея, выдвигаемая Спиркина с начала 80-х гг.,- критический пересмотр устоявшихся в марксистской философии упрощенных воззрений, согласно которым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных.
Спиркин склонен считать более верными идеи катастрофизма и креационизма. Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Дарвина, гипотеза которого опирается на большой фактический материал. Однако Спиркин считает несостоятельной концепцию Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд - это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны. Отклоняя положение о "первичности материи и вторичности сознания", Спиркин обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках которой человек предстает как существо космическое, биологическое, социальное и разумное. Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, который понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют). Отсюда - вывод о необходимости веры в Бога, без которой теряется смысл бытия вообще и человечество в частности.
В "Философия" Спиркина переосмыслил историю философии, показав несостоятельность точки зрения, согласно которой история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. В этой работе по-новому излагаются проблемы религии, социальной философии и философии истории. Подвергаются критике различные виды тоталитаризма.
Спиркин считает, что в составе философского мировоззрения кроется древнейшая идея, именуемая судьбой. Судьба относится к числу древнейших идей в составе духовной культуры народов мира, и несмотря на смену различных пластов культуры в ходе всемирной истории, на существенные изменения в осмыслении мира и человека, а также преобразований в самом человеке, в укладе жизни наций, идея судьбы с удивительным упорством сохраняет свой статус одного из ключевых понятий в мировоззрении. По мнению С, "размышлять и писать о судьбе - значит рыться в темных глубинах сокрытого сомнительной надеждой схватить щупальцами мысли суть дела: но не думать об этой сути невозможно!"
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх