AZ-libr.ру

информационный портал





Сорокин Питирим Александрович
[04.02.1889-10.02.1968]

  Другие персоны с фамилией Сорокин
Другие персоны с именем Питирим
Кто родился в этот день 04.02
Кто родился в этот год 1889

       - русско-американский философ, социолог и культуролог.
       Род. в с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. (Жешарте Княжпогостского р-на современной Республики Коми), в семье ремесленника, занимавшегося церковно-реставрационными работами.
       Учился в Гамской школе Устюжского уезда, затем в учительской семинарии.
       В Петербурге участвует в революционном движении, в 1906 арестовывается.
       В 1909 обучается в Петербургской психоневрологическом институте, где испытывает сильное влияние крупнейших русских социологов, основавших здесь кафедру социологии. За активное участие в революционной деятельности взят на учет полицией.
       В 1910 поступает в Петербургский университет, где проходит специализацию по кафедре уголовного права под руководством известного русского правоведа Л.И.Петражицкого. Будучи еще студентом университета, Сорокин начинает активную научную работу, сотрудничая со многими известными журналами, выпуская брошюры по социологии и теории права.
       В 1915, сдав магистерские экзамены, читает курс по философии, праву, психологии, эстетике в Петербургской университете.
       В январе 1917 получает звание приват-доцент Петроградского университета.
       В дни Февральской революции возвращается к общественной деятельности: один из активных член партии эсеров, сотрудник Временного производства, секретарь А.Ф.Керенского, главный редактор газета "Воля народов", депутат Учредительного собрания. Разочаровавшись в политике эсеров, заявляет о своем отходе от политической деятельности, сосредоточиваясь на деятельности научно-просветительской.
       Возглавляет социологическое отделение первого в России факультета обществознания (в Петроградском университете), в 1920 становится профессор кафедры социологии. В том же году публикует двухтомную "Систему социологии", принесшую ему заслуженную славу выдающегося социолога России.
       После Октября 1917 трижды арестовывался. В 1922 выслан из России.
       Некоторое время читал лекции в Пражском университете. С 1923 жил в США.
       В 1924-1930 - профессор социологии Миннесотского университета.
       В 1930 принял американское гражданство.
       В 1930-1959 - профессор Гарвардского университета, организатор и руководитель факультета социологии.
       В 1936-1937 - президент Международного института социологии, президент Американской социологической ассоциации. Считается "социологом №1" США. В 1959 вышел в отставку. Участвовал во многих научных конфренциях. Читал лекции в Америке и Европе.
       Умер в Уинчестере (штат Массачусетс, США).
       Вклад Сорокин в социологию оценивается очень высоко. Как отмечает М.Куликова ("РЗ". С.590-591), мировое научное сообщество оценивает его вклад в науку как "коперниковскую революцию в социологии", как "решительный поворот в истории социальной мысли". Он разрабатывал социологическую терминологию, вычленил элементы каждого социального явления, дал определение социологии.
       Сорокин разработал теорию исторического процесса как циклической флуктуации основных типов культуры, оригинальную систему социологии культуры, явился одним из родоначальников современной теории социальной стратификации и мобильности.
       Интегративно-синтетическая направленность социологических исканий Сорокин отчетливо проявляется уже в ранний период его творчества. В "Системе социологии" П. выдвигает принципы, от которых не отойдет на всем протяжении своей научной деятельности.
       Согласно Сорокину, теоретическая социология включает в себя 3 раздела: 1) социальную аналитику (ее объекты - социальные элементы в виде человеческих индивидов, актов их действия и взаимодействия); 2) социальную механику (ее объект - социальные процессы различных уровней); 3) социальную генетику (ее объект - факторы и законы эволюции общественной жизни). Намеченный в "Системе социологии" синтез социологических ракурсов и подходов развивается в работе "Социальная мобильность".
       С точка зрения Сорокина, социальная подвижность и мобильность - непременные атрибуты общественной жизни. Они включают в себя перемещения индивидов, социальных групп, а также ценностей, созданных человеческим творчеством. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность означает переход индивида со страты на страту, причем это движение может быть социальным восхождением или нисхождением. В любом обществе существуют строгие законы и механизмы реализации социальной мобильности, которые, правда, существенно нарушаются в периоды социальных катастроф и потрясений. В полной мере универсалистские построения Сорокина реализованы в его четырехтомном труде "Социальная и культурная динамика", где особое внимание уделено духовно-ценностным основаниям жизни социума.
       Сорокин вводит понятие культурно-ценностной сверхсистемы, дает типологию этих исторически складывающихся сверхсистем, доказывая их специфичность и несводимость друг к другу. Он выделяет "идеациональную", "идеалистическую" и "чувственную" культурно-ценностные сверхсистемы. Критикуя современную "чувственную", прежде всего американскую потребительскую цивилизацию, Сорокин, тем не менее, отчетливо видел и тупиковость коммунистического советского тоталитаризма, бюрократии и обезлички. Его социальным идеалом была конвергенция капитализма и коммунизма, некая новая идеациональная цивилизация, основанная на ценностях Истины, Добра и Красоты, равно чуждая и социалистическому-тоталитарному утопизму, и рыночно-потребительскому разрушительному идеологизму. Будучи типично русским мыслителем, ориентированным на соборный синтез знания и профетически устремленным к будущему гармоничному социуму, С. встречал зачастую недоуменное и даже враждебное отношение к своим идеям со стороны американской общественности. Вопреки непониманию, выдвинул программу спасения человечества на основе творческого альтруизма и создал в 1947-1948 в Гарварде "Центр по изучению творческого альтруизма".
       Его общественная деятельность была неразрывно связана с теоретическими установками и в первую очередь - с его пониманием прогресса, изложенным еще в ранних работах. Всю свою жизнь он отдал прогрессу - социальному и научному, прогрессу личности и человечества в целом. Он считал в молодые свои годы, что проблема прогресса - одна из важнейших проблем, уже давно привлекавшая к себе внимание человеческой мысли. Но эта проблема, как он подчеркивал, и "одна из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем". В своем "Обзоре теорий и основных проблем прогресса" он выделил два подхода к ней, два основных решения: оценочный и безоценочный (описательный). Во втором случае прогресс совпадает с последовательным рядом изменений, с процессом, основанным на дифференциации и интеграции. Первый же подход связан с выдвиженинем некоего принципа ("высшей ценности", "идеала"); этот принцип и делается решающим критерием для оценки изменений в качестве прогресса или регресса; в истории таковыми были принципы золотой серии, принцип жизни, принцип счастья и др.
       В рукописной работе, относящейся, вероятно, к 1922 (опубликована в книге: "П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество". 1992), он подробно останавливается на принципе (критерии) счастья. Он показывает, что все "безоценочные" концепции прогресса фактически остаются пустыми и лишаются самой проблемы прогресса. Но и критерий счастья (увеличение счастья в мире и уменьшение страданий), если его брать в отрыве от всего остального, будет недостаточным. Да и как его измерять? Некоторые ученые предлагают совместить его с уменьшением числа самоубийств. Но факты (увеличение числа самоубийств в Европе с 1821 по 1880 в 3 раза и в тот же период - позитивные сдвиги в технике, в науке) не соответствуют этому. Так что если критерием прогресса брать уменьшение самоубийств, то само существование прогресса становится проблематичным. Надо совместить "безоценочный" критерий с "оценочным". Принцип счастья, считает Сорокин, должен соответствовать безоценочному критерию и только вместе с ним быть мерой прогресса.
       Сорокин приходит к выводу, что оба подхода - и игнорирующий счастье, и считающий его единственным критерием прогресса - сами по себе недостаточны и разрешить проблемы прогресса не могут. Они слишком узки, и, подчеркивает Сорокин, необходимо их синтезировать (при ведущей роли, конечно, гуманитарного критерия). Такой синтез и предпринял Сорокин в своей монографии 1914 "Преступление и кара, подвиг и награда". Этот же интегративный критерий (с гуманитарным как основным) он применял в своих трудах, посвященных оценкам тех или иных состояний государств и в своей общественно-политической деятельности.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:13:20 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"