AZ-libr.ру

информационный портал





Сорокин Валентин Васильевич
[25.07.1936]

  Другие персоны с фамилией Сорокин
Другие персоны с именем Валентин
Кто родился в этот день 25.07
Кто родился в этот год 1936

       [25.7.1936, хутор Ивашла Башкирской АССР]
       — поэт.
       Сорокин происходит из известного уральского казачьего рода. Фамилия «Сорокины» первоначально произносилась с ударением на последнем слоге — так звали ратников, командовавших сорока воинами. Предки поэта сражались на Куликовом поле, а проживали в Мосальском княжестве. Позднее мосали были переселены Иваном Грозным на Южный Урал. Здесь они основали множество поселений, в числе которых был и хутор Ивашла (ныне не существует), где в многодетной семье (четыре сестры и четыре брата, двое из которых умерли в младенчестве) рос будущий поэт. Мать Сорокина — крестьянка, знала множество стихов, пословиц и поговорок. Отец — лесник, участник Великой Отечественной войны, был ранен шесть раз, домой вернулся инвалидом. Большим потрясением для Сорокин стала трагическая смерть его старшего брата Анатолия (погиб в 1945-м в глиняном карьере). С этого момента будущий поэт ощущал себя взрослым, ответственным человеком.
       В 14 лет, чтобы помочь семье, Сорокин уходит из родительского дома. В это время он уже автор нескольких прозаических и поэтических публикаций в районной прессе (первая из них, по свидетельству самого Сорокина, рассказ «Поэт»). Окончив семилетку, Сорокин поступает в челябинское ФЗО №5, по окончании которого десять лет работает оператором электрокрана в 1-м мартене Челябинского металлургического завода. Параллельно оканчивает вечернюю школу, учится в горно-металлургическом техникуме, посещает литобъединение «Металлург», много печатается в областной прессе. Одаренного поэта поддерживают земляки: писатель Н.Воронов публикует его в альманахе «Уральская новь» (1957), а поэтесса Л.Татьяничева редактирует первую книгу «Мечта» (Челябинск, 1960), стихи из которой «Мы простые парни, работяги, / Дышим вечным пламенем отваги...» позволяют впоследствии ряду критиков причислить Сорокина к продолжателям «рабочей темы». Но в следующих сборниках «Мне Россия сердце подарила» (1962) и «Я не знаю покоя» (1962) вырисовывается иной лирический герой, который ставит более масштабные задачи, чем воспевание рабочего класса: «Век поэта — грозное мерило, / Все, что есть в душе, / Не утаю. / Мне Россия сердце подарила, / Я его России отдаю!».
       В 1962 по рекомендации Л.Соболева, Б.Ручьева и В.Фёдорова Сорокин вступает в СП СССР.
       В следующем году по настоянию В.Федорова он приезжает в Москву для учебы на Высших литературных курсах, где занимается в поэтическом семинаре, руководимом критиком А.Макаровым. В Литинституте и на ВЛК дружит с И.Акуловым, братьями Э. и В.Сафоновыми, Н.Рубцовым, Б.Примеровым, С.Кузнецовой, В.Машковцевым, А.Жигулиным и др. За неопубликованное стихотворение «Льву Троцкому» («Для тебя и ракета, и книга, / И такси, и гремучий состав, / Ты страшнее монгольского ига, / Ядовитый сионский удав!») и ряд других произведений Сорокин подвергается многолетнему прессингу со стороны КГБ.
       После окончания ВЛК в 1965-67 Сорокин заведует отделом поэзии в саратовском журнале «Волга». В книге «Лирика» (1966) он выступает как яркий и самобытный поэт любовной темы: «Я люблю тебя очень и очень, / Так, что всюду — куда ни пойди, / Не глаза, а иконные очи, / Светят мне бесконечно в пути».
       В 1968-69 Сорокин ведет отдел очерка и публицистики в журнале «Молодая гвардия», отстаивавшего в те годы ценности национальной культуры. В это время окончательно формируются художественно-эстетические, философские и гражданские принципы Сорокина.
       В 1970-80 возглавляемое Сорокиным издательство «Современник» становится ведущим издательством почвеннического, национально-государственного направления, а сам поэт создает несколько произведений, вошедших в золотой фонд русской литературы XX века: поэмы «Евпатий Коловрат», «Пролетарий», «Дмитрий Донской», «Сейитна-зар», «Красный волгарь», «Две совы», «Золотая», опубликованные в книгах Сорокина «Огонь» (1973), «Признание» (1974), «Плывущий Марс» (1977), «Лирика» (1979). Критики усматривали в поэтике Сорокин тех лет близость «к поэтической стихии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Те же широта, размах, удаль, яркие живописные мазки, народный язык... Сорокин — поэт ярко выраженного национального чувства. Он — поэт громкий и громко говорит о своей любви к Родине» (Львов М. [Предисл.] // Признание. С.4-5).
       Характеризуя значимость жанра поэмы, Сорокин писал, что «поэт без поэмы — царь без короны», и его творческий метод отчасти раскрывает признание, сделанное им в критической книге «Благодарение»: «Поэма требует иногда целого пласта жизни. Поэма — карьер, где надо работать долго и умело, терпеливо и безответно». Примером такого труда можно считать поэму «Дмитрий Донской». Это драматическое повествование (в пяти картинах) густо населено действующими лицами. Дух победительности, торжества властвует в поэме, но не менее сильно выражено в ней ощущение беды и тревоги. Явление Сергия Радонежского в прологе в атеистическое время 1970-х было более чем смелым сюжетным ходом. Тема Родины становится ведущей в творчестве поэта: «Беречь Россию не устану, / Она — прозрение мое, / Когда умру, то рядом встану / Я с теми, кто берег ее» («Дмитрий Донской», эпилог).
       В 1978 Сорокин подвергается целому ряду нападок со стороны партийных органов; вместе с другими руководителями «Современника» он проходит через позорную и несправедливую процедуру партийного суда — Комитета партийного контроля; М.Шолохов, лично не знакомый с Сорокиным, шлет в Политбюро телеграммы с требованием снять с должности «хамоватого парня Сорокина». Эти обстоятельства существенным образом повлияли на жизнелюбивую и темпераментную поэзию Сорокина. Поэт В.Кочетков писал: «...на долю поколения, к которому принадлежит Валентин Сорокин, выпали вроде бы самые "тихие", самые бескровные годы. Но на дне этих лет таилась такая горечь, которая в особый цвет окрасилане один лирический сборник, не одну прозаическую книгу. Лирика Валентина Сорокина соединила в себе и драму прошлого, и сумятицу настоящего, и надежду будущего» (Сычева Л.— С.118). В наиболее явном виде трагедия «тихого времени» отразилась в сборнике «Посреди холма» (1983), где возникает образодинокого и сильного человека, ощущающего грядущую катастрофу русского народаи государства: «...Но не летят знакомо журавли. / Я видел сон: они крестов коснулись, /И в заревой растаяли пыли, / И никогда ужбольше не вернулись».
       С 1983-го Сорокин руководит Высшими Литературными Курсами.
       В 1986-м за книгу лирики (преимущественно любовной) «Хочу быть ветром» (1982) поэт удостоен Государственной премии РСФСР.
       В 1980-е Сорокин борется за опубликование большой эпической поэмы «Бессмертный маршал» (о Георгии Жукове), завершенной еще в 1978-м. Цензурные и партийные преследования были таковы, что в отдельные годы из поэмы вымарывали до 1500 строк — власти обвиняли автора в «антисоветчине», требуя убрать образы Берии, Сталина, да и сам Жуков казался ЦК КПСС «недостаточно коммунистом». Полностью поэма была опубликована только в 1989.
       Распад СССР, национальные войны на окраинах некогда единой державы поэт переживает очень тяжело. Именно в эти годы в периодике появляются очерки Сорокина о погибших русских поэтах — Сергее Есенине, Борисе Корнилове, Павле Васильеве, Николае Рубцове и другие, составившие впоследствии документально-публицистическую книгу «Крест поэта» (1995). Кровавые события 1993 легли в основу поэмы «Батый в Кремле». В этом произведении кроме характерных для Сорокина горько-обличительных, гневных интонаций много народной лексики и сатирических приемов: «А Батый на "ЗИЛе" мчится / И кобенится, мурло: / "Не успел я помочиться / Вертолету на крыло!.."»
       В 1996 в книге «Будь со мной» Сорокин возвращается к любовной лирике. Для поэта характерно слияние любимой женщины, России, матери в едином образе лирической героини: «Глаза твои, глаза ее / И колокольный звон, / Все это — вечное, мое, / Протяжное, как стон!» Любовная лирика Сорокина отличается глубокой интимностью и чувственностью: «Нам тоской разлуки не согреться. / Белые деревья. / Лунный чад. / И тебе под маленькое сердце / Кровь и свет страстей моих стучат».
       Параллельно поэт работает над циклом политических басен («Басни и сказы про ельцинские проказы», 1997) и очерками новейшего «смутного времени» («Обида и боль», «Отстаньте от нас!..», 2002). Очерки В.Сорокина отличаются большой страстностью, бескомпромиссностью, ярко выраженным национальным чувством. Документальный роман в новеллах «Биллы и дебилы» (2003), где Сорокин касается в основном своей работы в «Современнике»,— образец прозы поэта, импульсивной, ироничной, точной в оценках, с многочисленными лирическими отступлениями. В поэтическую книгу «Голос любви» (2003) вошли стихотворения, написанные в последние годы, а также те, что не были опубликованы в советское время из-за цензурных препятствий.
       После распада СССР в качестве сопредседателя СП России Сорокин способствует восстановлению литературного процесса в национальных республиках, с 2002 работает заместителем председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. В 2000-м за поэму «Бессмертный маршал» ему присуждена Международная премия им. М.А.Шолохова. Сорокин также удостоен литературных премий имени А.Твардовского, В.Федорова, В.Тредиаковского и др.
       В последние годы в стихах Сорокина все яснее звучат христианские мотивы. Поэт осознает свое творчество как мессианское служение: «К Родине склоняясь головою, / Знаю, Бог мне указал перстом / Стать землей, молитвою, травою, / Эхом стать в моем краю пустом!..» (Ср. у Пушкина: «И неподкупный голос мой / Был эхом русского народа».)
       Сорокин — автор очерков о многих поэтах и писателях, своих современниках: Б.Ручьеве, Л.Татьяничевой, В.Фёдорове, П.Проскурине, Ю.Бондареве, Е.Исаеве, В.Семакине, И.Шевцове, Н.Воронове, И.Акулове, М.Львове, Д.Ковалеве, В.Бокове, С.Куняеве, А.Маркове, А.Прокофьеве, С.Богданове, В.Машковцеве, А.Филатове, С.Викулове, С.Поделкове, В.Кочеткове, Ю.Прокушеве, О.Шестинском и др. Стихи Сорокин переведены на многие европейские языки, на арабский (у поэта есть большой стихотворный цикл «Древняя песнь Иордана»), японский и хинди.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:13:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"