Сорокин Валентин Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Сорокин
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 25.07 Кто родился в этот год 1936 |
[25.7.1936, хутор Ивашла Башкирской АССР]
— поэт.
Сорокин происходит из известного уральского казачьего рода. Фамилия «Сорокины»
первоначально произносилась с ударением на последнем слоге — так звали
ратников, командовавших сорока воинами. Предки поэта сражались на Куликовом
поле, а проживали в Мосальском княжестве. Позднее мосали были переселены Иваном
Грозным на Южный Урал. Здесь они основали множество поселений, в числе которых
был и хутор Ивашла (ныне не существует), где в многодетной семье (четыре сестры
и четыре брата, двое из которых умерли в младенчестве) рос будущий поэт. Мать
Сорокина — крестьянка, знала множество стихов, пословиц и поговорок. Отец —
лесник, участник Великой Отечественной войны, был ранен шесть раз, домой
вернулся инвалидом. Большим потрясением для Сорокин стала трагическая смерть
его старшего брата Анатолия (погиб в 1945-м в глиняном карьере). С этого
момента будущий поэт ощущал себя взрослым, ответственным человеком.
В 14 лет, чтобы помочь семье, Сорокин уходит из родительского дома. В это время
он уже автор нескольких прозаических и поэтических публикаций в районной прессе
(первая из них, по свидетельству самого Сорокина, рассказ «Поэт»). Окончив
семилетку, Сорокин поступает в челябинское ФЗО №5, по окончании которого десять
лет работает оператором электрокрана в 1-м мартене Челябинского
металлургического завода. Параллельно оканчивает вечернюю школу, учится в
горно-металлургическом техникуме, посещает литобъединение «Металлург», много
печатается в областной прессе. Одаренного поэта поддерживают земляки: писатель
Н.Воронов публикует его в альманахе «Уральская новь» (1957), а поэтесса
Л.Татьяничева редактирует первую книгу «Мечта» (Челябинск, 1960), стихи из
которой «Мы простые парни, работяги, / Дышим вечным пламенем отваги...»
позволяют впоследствии ряду критиков причислить Сорокина к продолжателям
«рабочей темы». Но в следующих сборниках «Мне Россия сердце подарила» (1962) и
«Я не знаю покоя» (1962) вырисовывается иной лирический герой, который ставит
более масштабные задачи, чем воспевание рабочего класса: «Век поэта — грозное
мерило, / Все, что есть в душе, / Не утаю. / Мне Россия сердце подарила, / Я
его России отдаю!».
В 1962 по рекомендации Л.Соболева, Б.Ручьева и В.Фёдорова Сорокин вступает в СП
СССР.
В следующем году по настоянию В.Федорова он приезжает в Москву для учебы на
Высших литературных курсах, где занимается в поэтическом семинаре, руководимом
критиком А.Макаровым. В Литинституте и на ВЛК дружит с И.Акуловым, братьями Э.
и В.Сафоновыми, Н.Рубцовым, Б.Примеровым, С.Кузнецовой, В.Машковцевым,
А.Жигулиным и др. За неопубликованное стихотворение «Льву Троцкому» («Для тебя
и ракета, и книга, / И такси, и гремучий состав, / Ты страшнее монгольского
ига, / Ядовитый сионский удав!») и ряд других произведений Сорокин подвергается
многолетнему прессингу со стороны КГБ.
После окончания ВЛК в 1965-67 Сорокин заведует отделом поэзии в саратовском
журнале «Волга». В книге «Лирика» (1966) он выступает как яркий и самобытный
поэт любовной темы: «Я люблю тебя очень и очень, / Так, что всюду — куда ни
пойди, / Не глаза, а иконные очи, / Светят мне бесконечно в пути».
В 1968-69 Сорокин ведет отдел очерка и публицистики в журнале «Молодая
гвардия», отстаивавшего в те годы ценности национальной культуры. В это время
окончательно формируются художественно-эстетические, философские и гражданские
принципы Сорокина.
В 1970-80 возглавляемое Сорокиным издательство «Современник» становится ведущим
издательством почвеннического, национально-государственного направления, а сам
поэт создает несколько произведений, вошедших в золотой фонд русской литературы
XX века: поэмы «Евпатий Коловрат», «Пролетарий», «Дмитрий Донской»,
«Сейитна-зар», «Красный волгарь», «Две совы», «Золотая», опубликованные в
книгах Сорокина «Огонь» (1973), «Признание» (1974), «Плывущий Марс» (1977),
«Лирика» (1979). Критики усматривали в поэтике Сорокин тех лет близость «к
поэтической стихии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Те же широта, размах,
удаль, яркие живописные мазки, народный язык... Сорокин — поэт ярко выраженного
национального чувства. Он — поэт громкий и громко говорит о своей любви к
Родине» (Львов М. [Предисл.] // Признание. С.4-5).
Характеризуя значимость жанра поэмы, Сорокин писал, что «поэт без поэмы — царь
без короны», и его творческий метод отчасти раскрывает признание, сделанное им
в критической книге «Благодарение»: «Поэма требует иногда целого пласта жизни.
Поэма — карьер, где надо работать долго и умело, терпеливо и безответно».
Примером такого труда можно считать поэму «Дмитрий Донской». Это драматическое
повествование (в пяти картинах) густо населено действующими лицами. Дух
победительности, торжества властвует в поэме, но не менее сильно выражено в ней
ощущение беды и тревоги. Явление Сергия Радонежского в прологе в атеистическое
время 1970-х было более чем смелым сюжетным ходом. Тема Родины становится
ведущей в творчестве поэта: «Беречь Россию не устану, / Она — прозрение мое, /
Когда умру, то рядом встану / Я с теми, кто берег ее» («Дмитрий Донской»,
эпилог).
В 1978 Сорокин подвергается целому ряду нападок со стороны партийных органов;
вместе с другими руководителями «Современника» он проходит через позорную и
несправедливую процедуру партийного суда — Комитета партийного контроля;
М.Шолохов, лично не знакомый с Сорокиным, шлет в Политбюро телеграммы с
требованием снять с должности «хамоватого парня Сорокина». Эти обстоятельства
существенным образом повлияли на жизнелюбивую и темпераментную поэзию Сорокина.
Поэт В.Кочетков писал: «...на долю поколения, к которому принадлежит Валентин
Сорокин, выпали вроде бы самые "тихие", самые бескровные годы. Но на дне этих
лет таилась такая горечь, которая в особый цвет окрасилане один лирический
сборник, не одну прозаическую книгу. Лирика Валентина Сорокина соединила в себе
и драму прошлого, и сумятицу настоящего, и надежду будущего» (Сычева Л.—
С.118). В наиболее явном виде трагедия «тихого времени» отразилась в сборнике
«Посреди холма» (1983), где возникает образодинокого и сильного человека,
ощущающего грядущую катастрофу русского народаи государства: «...Но не летят
знакомо журавли. / Я видел сон: они крестов коснулись, /И в заревой растаяли
пыли, / И никогда ужбольше не вернулись».
С 1983-го Сорокин руководит Высшими Литературными Курсами.
В 1986-м за книгу лирики (преимущественно любовной) «Хочу быть ветром» (1982)
поэт удостоен Государственной премии РСФСР.
В 1980-е Сорокин борется за опубликование большой эпической поэмы «Бессмертный
маршал» (о Георгии Жукове), завершенной еще в 1978-м. Цензурные и партийные
преследования были таковы, что в отдельные годы из поэмы вымарывали до 1500
строк — власти обвиняли автора в «антисоветчине», требуя убрать образы Берии,
Сталина, да и сам Жуков казался ЦК КПСС «недостаточно коммунистом». Полностью
поэма была опубликована только в 1989.
Распад СССР, национальные войны на окраинах некогда единой державы поэт
переживает очень тяжело. Именно в эти годы в периодике появляются очерки
Сорокина о погибших русских поэтах — Сергее Есенине, Борисе Корнилове, Павле
Васильеве, Николае Рубцове и другие, составившие впоследствии
документально-публицистическую книгу «Крест поэта» (1995). Кровавые события
1993 легли в основу поэмы «Батый в Кремле». В этом произведении кроме
характерных для Сорокина горько-обличительных, гневных интонаций много народной
лексики и сатирических приемов: «А Батый на "ЗИЛе" мчится / И кобенится, мурло:
/ "Не успел я помочиться / Вертолету на крыло!.."»
В 1996 в книге «Будь со мной» Сорокин возвращается к любовной лирике. Для поэта
характерно слияние любимой женщины, России, матери в едином образе лирической
героини: «Глаза твои, глаза ее / И колокольный звон, / Все это — вечное, мое, /
Протяжное, как стон!» Любовная лирика Сорокина отличается глубокой интимностью
и чувственностью: «Нам тоской разлуки не согреться. / Белые деревья. / Лунный
чад. / И тебе под маленькое сердце / Кровь и свет страстей моих стучат».
Параллельно поэт работает над циклом политических басен («Басни и сказы про
ельцинские проказы», 1997) и очерками новейшего «смутного времени» («Обида и
боль», «Отстаньте от нас!..», 2002). Очерки В.Сорокина отличаются большой
страстностью, бескомпромиссностью, ярко выраженным национальным чувством.
Документальный роман в новеллах «Биллы и дебилы» (2003), где Сорокин касается в
основном своей работы в «Современнике»,— образец прозы поэта, импульсивной,
ироничной, точной в оценках, с многочисленными лирическими отступлениями. В
поэтическую книгу «Голос любви» (2003) вошли стихотворения, написанные в
последние годы, а также те, что не были опубликованы в советское время из-за
цензурных препятствий.
После распада СССР в качестве сопредседателя СП России Сорокин способствует
восстановлению литературного процесса в национальных республиках, с 2002
работает заместителем председателя исполкома Международного сообщества
писательских союзов. В 2000-м за поэму «Бессмертный маршал» ему присуждена
Международная премия им. М.А.Шолохова. Сорокин также удостоен литературных
премий имени А.Твардовского, В.Федорова, В.Тредиаковского и др.
В последние годы в стихах Сорокина все яснее звучат христианские мотивы. Поэт
осознает свое творчество как мессианское служение: «К Родине склоняясь головою,
/ Знаю, Бог мне указал перстом / Стать землей, молитвою, травою, / Эхом стать в
моем краю пустом!..» (Ср. у Пушкина: «И неподкупный голос мой / Был эхом
русского народа».)
Сорокин — автор очерков о многих поэтах и писателях, своих современниках:
Б.Ручьеве, Л.Татьяничевой, В.Фёдорове, П.Проскурине, Ю.Бондареве, Е.Исаеве,
В.Семакине, И.Шевцове, Н.Воронове, И.Акулове, М.Львове, Д.Ковалеве, В.Бокове,
С.Куняеве, А.Маркове, А.Прокофьеве, С.Богданове, В.Машковцеве, А.Филатове,
С.Викулове, С.Поделкове, В.Кочеткове, Ю.Прокушеве, О.Шестинском и др. Стихи
Сорокин переведены на многие европейские языки, на арабский (у поэта есть
большой стихотворный цикл «Древняя песнь Иордана»), японский и хинди.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх