AZ-libr.ру

информационный портал





Соловьёв Владимир Сергеевич
[28.01.1853-13.08.1900]

  Другие персоны с фамилией Соловьёв
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 28.01
Кто родился в этот год 1853

       - философ, поэт, мыслитель, публицист.
       Род. в Москве, в семье выдающегося русского историка С.М.Соловьева. По материнской линии род Соловьевых идет от украинского философа Г.С.Сковороды.
       Среднее образование получил в 5-й Московской гимназии, высшее - в Московском университете. Сначала С. учился на физико-математическом факультете. Пробыв на нем 3 г. 8 мес, Соловьёв оставил университет, но уже через несколько месяцев (7 июня 1873) сдал кандидатский экзамен за полный курс историко-филологического факультета.
       Одновременно с подготовкой к экзамену Соловьёв посещал лекции в Московской духовной академии по богословским и философским предметам. Из университетских профессоров наибольшее влияние на С. оказал П.Д.Юркевич. По окончании кандидатских экзаменов Соловьёв был оставлен при университете для подготовки к ученой деятельности в области философии.
       24.11.1874 С. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии". Защита прошла блестяще, и ученый совет Петербургского университета удостоил Соловьёва звания магистра философии.
       По возвращении в Москву Соловьёв был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Через полгода после начала лекций Соловьёв уехал в научную командировку в Лондон для изучения "индийской, гностической и средневековой философии". После нескольких месяцев усердного чтения в библиотеке Британского музея Соловьёв внезапно уехал в Египет. Явленный ему там софийно-мистический опыт Соловьёв описал впоследствии в поэме "Три свидания".
       Вернувшись в Москву, Соловьёв возобновил чтение лекций, но в начале 1877 оставил службу в университете, мотивируя свой уход нежеланием "участвовать в борьбе партий между профессорами". Поселившись в Петербурге, Соловьёв поступил на службу в Ученый комитет при Министертстве народного просвещения. Попутно он читал лекции в университете и на Высших женских курсах.
       6 апреля 1880 С. защитил в Петербургском университете в качестве докторской диссертацией свой труд "Критика отвлеченных начал", но в профессорской кафедре ему было отказано.
       В 1881 академическая карьера Соловьёв пресеклась довольно странным образом.
       28 марта Соловьёв произнес в зале Кредитного общества речь против смертной казни и был за нее выслан из Петербурга. Вскоре он сам подал прошение об отставке и оставил преподавательскую деятельность в высшей школе.
       В 80-е годы центр научных интересов Соловьёв все больше смещается в сторону богословской проблематики, а с 1882 он активно включается в публицистическую деятельность в различных периодических изданиях. В фокусе литературной полемики Соловьёва с различными идейными направлениями тогдашней русской мысли оказываются проблемы отношения православной и католической церквей, национальный вопрос, формы взаимодействия западноевропейской цивилизации с российской культурной традицией и т.д. По мере того как многие нравственно-религиозные и церковно-богословские идеалы Соловьёва все больше обнаруживали свою несбыточность, а от многих из них он постепенно отказывался сам (как, например, от идеи Вселенской Церкви), тем больше нарастало в нем стремление к возобновлению теории научно-философской работы.
       С 1891 С. становится редактором философского отдела в большом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, а с открытием в Петербурге философского общества выступает в нем с рядом докладов о Платоне, Протагоре, Конте, Лермонтове, Белинском.
       С 1895 усиливается теоретическо-синтетическая деятельность Соловьёва по завершению философской системы. Первым из задуманных трактатов стал его центральный этический труд "Оправдание Добра". Однако завершить свою систему Соловьёв не успел. Он умер, истощив свои силы в процессе напряженнейшей умственной работы, лишенный семьи и домашнего уюта. Смерть застала его в подмосковном имении Узкое, в котором жили его друзья и ученики - братья С.Н. и Е.Н.Трубецкие.
       Похоронен Соловьёв на Новодевичьем кладбище, близ могилы его отца.
       Соловьёвым была заложена традиция русского метафизики всеединства - оригинальнейшего вклада отечественной философии в сокровищницу мировой философской мысли. Соловьёв провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом, чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским христианско-соборным мыслителем, чей духовно-теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью и жизненным достоинством.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:11:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"