Солопова Мария Васильевна
|
Другие персоны с фамилией Солопова
Другие персоны с именем Мария Кто родился в этот день 17.10 Кто родился в этот год 1842 |
[5(17).10.1842, Петербург — 2(15).1.1915, Леушинский монастырь Череповецкого у. Новгородской губ.]
— поэт, очеркист, историк, богослов.
Происходила из боровических дворян. Отец, Василий Васильевич Солопов,— капитан 1-го ранга, служил в
Кронштадте, совершил несколько кругосветных плаваний, в том числе на фрегате «Паллада». Мать,
Виктория Дмитриевна, происходила из рода Пушкиных. Детство Таисия провела в родовой усадьбе
Абакумово близ г.Боровичи Новгородской губ. В 1852-61 обучалась в Павловском институте благородных
девиц в Санкт-Петербурге. Здесь, после видения ей Христа Спасителя, избрала монашеский путь.
Литературное дарование Солоповой проявилось еще в годы учения. В 14 лет она написала
рождественский рассказ «Первая на земле елка», который получил широкую известность и впоследствии
был опубликован в книге Н.Лухмановой «Девочки. Воспоминания из институтской жизни» (СПб., 1896). В
течение всей жизни Таисия писала стихи, которые стали проявлением не только ее таланта, но и духовной
потребности. Первый сборник Солоповой вышел в 1892 под заглавием «Духовные стихотворения игумений
Таисии, настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря». При всем многообразии
дарования, позволявшего ей с одинаковой естественностью слога составлять как богослужебные или
богословские, так и чисто художественные прозаические и поэтические тексты самых различных жанров,
литературная занятия всегда оставались для нее явлением духовной жизни. Ее духовный отец св. Иоанн
Кронштадтский так отозвался об одном из ее стих.: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да,
Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь» (Таисия (Солопова М.В.).
Сергиев Иоанн Ильич. СПб., 1909. С.15-16).
В 1861 Солопова поступила в Введенский Тихвинский монастырь, где в 1870 была пострижена в иночество
с именем Аркадия. В 1872 переведена в Новгородский Зверин Покровский монастырь. Здесь было
составлено известное гимнографическое произведение — Акафист св. Симеону Богоприимцу. В 1878
переведена в Званский Знаменский монастырь, где в 1879 пострижена в монашество с именем Таисия.
Здесь же, в бывшем имении Г.Р.Державина, пишет несколько молитвенно-созерцательных стихотворений.
В одном из них, «В полночный час», явственно ощутимы лермонтовские мотивы: «О, как далека вся
тревога, / Мне словно чуждым стал весь мир, / Я созерцаю в небе Бога, / Я ощущаю в сердце мир!»
Впоследствии эти стихотворения были включены в сборник «Духовные стихотворения» (первое изд.
1892), который стал самой известной и популярной из ее книг и выдержал 5 изданий.
В конце XIX и начале XX в. стихотворения Солоповой публикуются в журнале «Душеполезный собеседник»,
«Русский паломник», «Кронштадтский пастырь» и др., выходят отдельными изданиями (Село Короцкое,
родина святителя Тихона. СПб., 1892; Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери в Казанском
соборе. СПб., 1893; К первой годовщине кончины о. протоиерея Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909 и
др.).
Многие ее стихи были положены на ноты, в 1900-1910-х были опубликованы три произведения для
смешанного хора композитора М.Гольтисона на стихи Солоповой «Как Петр, я в море утопаю», «Светлый
гений» и «О. Иоанн Кронштадтский у себя на родине».
10 марта 1881 монахиня Таисия была утверждена начальницею Леушинской Иоанно-Предтеченской
общины, а в 1885 возведена в сан игумений. В течение 35 лет управления обителью Солопова не
оставляла литературных занятий в самых различных жанрах. В Леушинском монастыре были созданы
такие разные по жанру и стилю сочинения, как богословско-публицистический очерк «Отец протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев как пастырь» (1893), стихотворный «Канон на Благовещение Пресвятой
Богородицы» (1904), «Письма к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни»
(1900) — нравоучительное аскетическое сочинение, сочетающее высокие духовные истины с
практическими советами, выраженными в живой эпистолярной форме.
Отдельную сторону наследия игумений Таисии составили исторические сочинения: «Историческое
описание Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря» (1894), «Сказание о древнем Ферапонтовском
Богородице-Рождественском монастыре» (1904), «Начало Сурской обители» (1900), для которых
характерно соединение исторической точности фактов, детальности описаний с живостью сюжета и
особым личным стилем с ярко выраженной нравоучительной позицией.
Поэма «Сурская обитель» (1900) — уникальная поэтическая летопись основания монашеской обители,
точная по фактам и хронологии событий и вдохновенная по художественной форме. Солопова избрала
один из любимых размеров А.С.Пушкина — четырехстопный хорей. Удивительная естественность и
простота слога, безыскусность выражений, свойственная разговорной речи, создает особый эффект
живого рассказа и в то же время летописного исторического повествования. Тонкий лиризм обращает
каждую фразу к душе читателя, а поэтическая образность наполняет сухие факты и обыденные слова
глубиной смысла.
И гумения Таисия проявила себя также как публикатор. Ею были подготовлены к печати и изданы
«Письма...» св. Иоанна Кронштадтского (1909), а также оригинальное произведение «Беседы протоиерея
Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией с присовокуплением описания некоторых событий из жизни
игумений Таисии» (1909). Записи бесед сохранили особенности живой устной речи известного праведника.
Одним из наиболее ярких в худож. отношении прозаических произведений игумений Таисии стало
сочинение биографического жанра «Жизнеописание юродивой старицы Евдокии Родионовой» (1911).
Таисия почитала старицу Евдокию как свою духовную наставницу. Юродивая была известна своим
пророческим даром, единственная из отечественных подвижниц предсказала мученическую кончину
Александра II. Житие явилось данью памяти великой подвижницы. Игумения написала его на основе как
своих личных впечатлений и дневниковых записей, так и благодаря специальной исследовательской
работе. Она изучила метрические книги, собрала и записала воспоминания очевидцев. Благодаря этому
житие характеризуется документальной точностью и одновременно отличается замечательной живостью
изложения, сюжетностью. Агиографическая документальность и обилие житейской конкретики делают
«Жизнеописание юродивой» ярким образцом новой агиографии.
Солопова была попечительницей Леушинской женской школы и двуклассной школы при ней, а также
церковно-приходской школы. Педагогические труды игумений получили высокую оценку Министерства
образования и послужили этапом в создании системы женских учительских школ в России. Будучи
учредительницей и настоятельницей одного из самых больших женских монастырей России —
Леушинского, игумения Таисия, кроме того, основала или возродила еще 10 монастырей и скитов. В 1889 и
в 1892 награждена Золотыми наперсными крестами.
Современному читателю имя игумений Таисии Леушинской более всего известно по ее «Келейным
запискам» (1916), авторское название которых в первом посмертном издании было заменено на «Записки
игумений Таисии». Они сочетают в себе элементы исповеди, откровения, духовных размышлений. В книге
описаны, в частности, 20 видений и знамений игумений. Авторская сверхзадача состояла в намерении
поделиться благодатным духовным опытом, рассказать о том, как проявлялся в ее жизни особый покров
Божий и Пресвятой Богородицы. В предисловии протоиерея Александра Дернова к первому изд.
отмечалось, что в книге «мы видим замечательное действие Промысла Божия, сказавшееся во всей жизни
почившей матушки». Первым читателем «Келейных записок» стал о. Иоанн Кронштадтский,
благословивший их публикацию следующей надписью на рукописи: «Дивно, прекрасно, Божественно,
печатайте в общее назидание».
В конце XX в. поэтическое наследие Солоповой вновь стало предметом внимания певцов и композиторов, в
частности, народной артистки России Е.Смольяниновой, Ю.Бирюкова, И.Скорик, Н.Захарова и других.
Некоторые песни стали по сути народными, как например «Как хорошо в Твоем храме, Владычице...» в
музыкальной обработке старца Николая Гурьянова (Песни на стихи игумений Таисии. СПб., 2003. С.4-5).
Издан нотный сборник «Песни на стихи игумений Таисии» (СПб., 2003). Среди причин такого внимания
музыкантов к стихам Солоповой следует назвать их особую мелодичность, умелое использование приема
лексического повтора, композиционную стройность ее лирики и особую живость лирического сюжета.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх