Соколов Василий Анатольевич
|
Другие персоны с фамилией Соколов
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 14.08 Кто родился в этот год 1919 |
- специалист в области истории философии и теории историко-философского процесса; доктор философских наук, профессор
Род. в с.Петрушино Тульской обл.
Учился на историческом и философском факультетах МИФЛИ.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил философскийфакультет МГУ в 1943, там же аспирантуру (1946).
Своим основным философским наставником считает В.Ф.Асмуса.
Работал в Издательстве иностранной литературы в редакции философии и психологии (1947-1950), а также в различных вузах преподаватель философии.
С 1950 - на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ, профессор этой кафедры.
Длительное время (60-80-е гг.) руководил изданием философской классики прошлого (библиотека "Философское наследие", сер. "Памятники философской мысли") в ИФ АН СССР.
Соколов - заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный профессор МГУ, академик РАЕН. Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени 1986 за работы: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия", "Европейская философия XV-XVII вв.".
В своих работах стремился давать новое концептуальное осмысление историко-философского процесса, уйти от марксистско-ленинских схем в освещении философии прошлого, боролся с упрощениями и вульгарным социологизмом, господствовавшими во всех отраслях философского знания в советские годы.
В книге "Философия Спинозы и современность" (1964) впервые в историко-философской литературе автор отказался от идущей от Плеханова квалификации спинозизма как материализма ("марксизм - разновидность спинозизма"), показав сложную пантеистическую, натуралистическую, рационалистическую, метафизическую родословную и суть этого неоднозначного учения.
Соколов разрабатывает субъект-объектную концепцию предмета философии трактуя ее одновременно и как систему верознания и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. На материалах античной, средневековой и новой философии.
Соколов проводит также идею противоположности органистической и механистической интерпретации бытия, оттесняющую (во многом и перечеркивающую) проблему борьбы материалистического и идеалистического направлений в философии - проблему, которая в течение десятилетий играла главную, определяющую роль в марксистско-лененинской историко-философской методологии. Анализ противоположности и взаимодействия органицизма и механицизма привел Соколова к более частным проблемам - соотношения детерминистического и телеология, видения мира, его бесконечности и конечности ("оконеченности"), к вопросу о степенях случайности как уникальности происшествий и др.
Задолго до эпохи перестройки Соколов обратился к анализу идеи Бога как субъект-объектного единства и роли этой идеи в историко-философском и духовном процессе. При этом выявлены различные типы понятия единого Бога - пантеистического, деистического, теистического в их различии и взаимодействии у различных философов. Выявлена онтологическая функция понятия Бога как глубинного бытия, объединяющего бесконечно сложный мир, а также амбивалентная гносеологическая функция понятия Бога - мистифицирующая (собственно религиозная), подчеркивающая постоянную недостаточность и ущербность познавательных усилий и результатов человеческой деятельности, и интеллектуализирующая (собственно философия), поощряющая человека к расширению и углублению своих познаний (абсолютизация и релятивизация истины).
В книгах и статьях Соколова истории философии в центре внимания всегда находились вопросы взаимоотношения философии и идеологии, места философии в системе духовной культуры и др.
Дата последнего изменения: |
Наверх