Соколов Василий Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Соколов
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 14.08 Кто родился в этот год 1919 |
- специалист в области истории философии и теории историко-философского процесса; доктор
философских наук, профессор
Род. в с.Петрушино Тульской обл.
Учился на историческом и философском факультетах МИФЛИ.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил философскийфакультет МГУ в 1943, там же аспирантуру (1946).
Своим основным философским наставником считает В.Ф.Асмуса.
Работал в Издательстве иностранной литературы в редакции философии и психологии (1947-1950), а
также в различных вузах преподаватель философии.
С 1950 - на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ, профессор этой
кафедры.
Длительное время (60-80-е гг.) руководил изданием философской классики прошлого (библиотека
"Философское наследие", сер. "Памятники философской мысли") в ИФ АН СССР.
Соколов - заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный профессор МГУ, академик РАЕН.
Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени 1986 за работы: "Философия Спинозы и современность",
"Средневековая философия", "Европейская философия XV-XVII вв.".
В своих работах стремился давать новое концептуальное осмысление историко-философского процесса,
уйти от марксистско-ленинских схем в освещении философии прошлого, боролся с упрощениями и
вульгарным социологизмом, господствовавшими во всех отраслях философского знания в советские годы.
В книге "Философия Спинозы и современность" (1964) впервые в историко-философской литературе автор
отказался от идущей от Плеханова квалификации спинозизма как материализма ("марксизм -
разновидность спинозизма"), показав сложную пантеистическую, натуралистическую,
рационалистическую, метафизическую родословную и суть этого неоднозначного учения.
Соколов разрабатывает субъект-объектную концепцию предмета философии трактуя ее одновременно и
как систему верознания и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. На
материалах античной, средневековой и новой философии.
Соколов проводит также идею противоположности органистической и механистической интерпретации
бытия, оттесняющую (во многом и перечеркивающую) проблему борьбы материалистического и
идеалистического направлений в философии - проблему, которая в течение десятилетий играла главную,
определяющую роль в марксистско-лененинской историко-философской методологии. Анализ
противоположности и взаимодействия органицизма и механицизма привел Соколова к более частным
проблемам - соотношения детерминистического и телеология, видения мира, его бесконечности и
конечности ("оконеченности"), к вопросу о степенях случайности как уникальности происшествий и др.
Задолго до эпохи перестройки Соколов обратился к анализу идеи Бога как субъект-объектного единства и
роли этой идеи в историко-философском и духовном процессе. При этом выявлены различные типы
понятия единого Бога - пантеистического, деистического, теистического в их различии и взаимодействии
у различных философов. Выявлена онтологическая функция понятия Бога как глубинного бытия,
объединяющего бесконечно сложный мир, а также амбивалентная гносеологическая функция понятия
Бога - мистифицирующая (собственно религиозная), подчеркивающая постоянную недостаточность и
ущербность познавательных усилий и результатов человеческой деятельности, и
интеллектуализирующая (собственно философия), поощряющая человека к расширению и углублению
своих познаний (абсолютизация и релятивизация истины).
В книгах и статьях Соколова истории философии в центре внимания всегда находились вопросы
взаимоотношения философии и идеологии, места философии в системе духовной культуры и др.
Соч.:
Вольтер. М., 1955;
Античная философия. М., 1958;
Философия Гегеля. М., 1959;
Бертран Рассел как историк философии // "Вопросы философии" 1960. №9;
Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962;
Философия Спинозы и современность. М., 1964;
Предшественники научного коммунизма. М., 1965;
Партийность и историзм в историко-философской методологии // "Вопросы философии" 1968. №4;
Философия древности и средневековья (вступ. статья к т.1 Антологии мировой философии). М., 1969;
Спиноза. М., 1973, 1977;
Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973;
Средневековая философия. М., 1979 (2-е исправл. и дополн. изд. М., 2001);
Философский синтез Готфрида Лейбница (вступительная статья к т.1 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М.,
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх