AZ-libr.ру

информационный портал





Снадзский Александр Александрович
[15.11.1870-03.07.1934]

  Другие персоны с фамилией Снадзский
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 15.11
Кто родился в этот год 1870

       [3(15).11.1870, с. Китросановка Елизаветградского у. Херсонской губ.— 3.7.1934, Париж]
       — прозаик, публицист.
       Из дворянской семьи. Окончил гимназию в Одессе, юридический факультет Петербургского университета, работал присяжным поверенным. Литературный дебют состоялся в 1893 в журнале «РБ» (рассказ «Последыши»). Яблоновский сотрудничал в журналах и газетах («Мир Божий», «Образование», «Сын Отечества», «Наша жизнь», «Речь», «Киевская мысль» и др.), издал несколько повестей и рассказов. В журнале «Образование» Яблоновский вел сатирический отдел «Родные картинки». Впоследствии написанные для этого отдела очерки и фельетоны издал в 3-томнике под тем же названием (М., 1912-13). Большой литературный резонанс вызвала его автобиографическая повесть «Из гимназической жизни» (Мир Божий. 1901. №6; отдельное издание: Воронеж, 1903; Берлин, 1922 под названием «Гимназические годы»), направленная против мертвящей системы гимназического классического образования.
       В 1918 переехал из Москвы в Одессу. В годы Гражданской войны Яблоновский работал на юге в ряде газет. В 1920 с частями Добровольческой армии эвакуировался в Египет. О своих египетских впечатлениях написал книгу «В гостях у английского короля» (не опубликована), показав всю трагичность положения русской эмиграции, заброшенной в чуждый ей край.
       В начале 1920-х Яблоновский перебрался в Берлин, где пережил смерть жены.
       В 1925 переехал в Париж.
       Публиковался в газетах «Сегодня», «Руль», «Общее дело», в дальневосточной, американской эмигрантской периодике и других, но главным образом в «Возрождении», где был ведущим сотрудником с 1925 по 1934, работая в жанре политического фельетона. Он занял непримиримую позицию по отношению к большевистскому эксперименту, сатирический пафос его памфлетов направлен против советского образа жизни. Воссоздал зловещие фигуры правящей государственной партийной верхушки: В.И.Ленина (Жил-был Ленин // Либавское русское слово. 1924. №27), Л.Д.Троцкого (Последние известия. 1924. 20 мая), Ф.Э.Дзержинского (Сегодня. 1926. 28 июля), М.И.Калинина (Возрождение. 1933. 11 февр.), Л.Б.Красина (Сегодня. 1926. 26 сент.), обличал финансовые махинации советских дипломатов (Брат Литвинова // Возрождение. 1928. 13 нояб.). Яблоновский пишет о голоде в Советской России в 1930-е, скорбит о том, что расхищается народное достояние — «отцово богатство»; его ужасает «страшная цифра» умерших от голода (Возрождение. 1933. 15, 18, 30 июля), он протестует против зверского уничтожения русского духовенства, основная часть которого осталась в Советской России, против расхищения церковных ценностей (Тати церковные // Сегодня. 1922. 22 дек.). По мнению писателя, в России совершается столько преступлений против человечности, что невольно напрашивается сравнение с эпохой Ивана Грозного (Родственные эпохи // Сегодня. 1928. 19 февр.). Он с горечью пишет о тайной распродаже большевиками культурных ценностей России за границу (Возрождение. 1928.11 нояб.).
       Его волнует положение литературы и писателей на его родине, он выступает против партийной цензуры, репрессивных нравов советской литературной критики. Особенно возмущен Яблоновский «прислужничеством» советских писателей. Он мечет сатирические стрелы в А.Белого, В.В.Маяковского, А.Н.Толстого, С.А.Есенина, В.В.Вересаева, делая их героями своих фельетонов. Цикл памфлетов Яблоновский посвятил М.Горькому, который был раздражен его нападками: «А.А.Яблоновский осатанел... Очень жаль его, он был человек небесталанный» (Горький М. ПСС: в 10 т. М., 1977. Т.5. С.687). И после смерти Яблоновского Горький не мог ему простить выпадов в свой адрес: «Недавно умер в Париже А.Яблоновский, один из сотрудников подлейшей газетки "Возрождение". Он печатал в этой газетке маленькие фельетоны, грубо, старчески глупо и злобно издеваясь над Союзом Советов. Эмигранты называли его королем шуток. Шутки его относились к разряду писания на заборах неудобосказуемых слов и мазания ворот дегтем» (Там же). Но объективности ради Горький вспоминает один из остроумных фельетонов Яблоновского — его «Письмо в редакцию "Сына Отечества"» (13-26 сент. 1905), где фельетонист в присущей ему хлесткой манере иронизирует над «бедственным» положением бакинских нефтепромышленников.
       Яблоновский в своих фельетонах осуждал французских писателей — А.Барбюса, А.Франса, приветствовавших советскую власть как залог будущего процветания России (Товарищ Барбюс // Сегодня. 1927. №6; Наш дорогой, наш великий Анатоль Франс // Сегодня. 1927. 19 окт.). Он не мог смириться с просоветскими настроениями части французской интеллигенции (Господа французы // Скорбь земли русской. Нью-Йорк, 1920). В «Юманите» был напечатан протест против блокады Советской России, подписанный А.Франсом. В памфлете «Господа французы» Яблоновский, обращаясь к известному писателю, говорит, что и для него в большевистской России было бы только три выбора: «Или нищий, или арестант, или смертник». Яблоновский протестовал против ареста большевиками известного книгоиздателя И.Д.Сытина (Книжный «Наполеон» // Возрождение. 1928. 13 дек.), выступил против фальсификации художественного и философского наследия Л.Н.Толстого (О толстовском «социализме»// Возрождение. 1928. 9 сент.).
       За границей писатель переиздавал свои художественные произведения, созданные еще в России. В Берлине в издательстве «Грани» выходит сборник рассказов в 2 т. (1922), «Рассказы для детей» (Париж, 1921). Единственное большое произведение, созданное на чужбине,— повесть «Дети улицы», вошла в сборник под одноименным названием (Париж, 1928). В ней изображено «дно» дореволюционного Киева, мир воров, проституток, куда попадают бесприютные дети. Ю.Фельзен отметил невысокий художественный уровень произведения: описательность, заданность сюжета, мелодраматизм ситуаций, фельетонность языка (Звено. 1928. №4). Авторы критической статьи, высоко ценя Яблоновский как публициста, единодушно отмечали, что в беллетристике «лучшее время его таланта осталось в России», «отсутствие связи с родиной лишало самых важных, самых питательных соков таланта» (Р.С. Памяти А.А.Яблоновского // Последние новости. 1934.5 июля). Яблоновский был постоянным членом правления Союза писателей и журналистов в Париже, работал в различных юбилейных комитетах, неоднократно проводились его творческие вечера: с большим успехом прошел его вечер 8 июня 1928 в Русском клубе с участием Н.Тэффи, Саши Черного и др. (Последние новости. 1928. 10 июня).
       Взлет популярности Яблоновского в эмиграции произошел на I съезде русских зарубежных писателей в Белграде (сент. 1928). На первом заседании Яблоновский произнес речь: «Мы все знаем, все чувствуем, что за нашей спиной стоит тень великой России и что мы должны отвечать перед ней не только за наше слово, но и за наше молчание. Когда-то наш знаменитый духовный оратор митрополит Московский Филарет так говорил о долге пишущего человека: "Да благословит Господь Бог и слово, и молчание. Да не будет слово праздно и молчание бессловесно"... Россия распалась на две половины. Одна половина молчит, а другая еще говорит. Это нам, русским эмигрантам, выпала страшная задача — говорить за Россию и требовать прав для нашей обездоленной Родины. Это нам судьба указала сохранить в чистоте великие традиции русской литературы и честные заветы свободного русского слова» (Возрождение. 1928. 1 окт.). Речь Яблоновского произвела большое впечатление на присутствующих. Председателем Совета Союза русских писателей и журналистов был избран Яблоновский. За свою литературно-общественную деятельность по указу югославского короля Александра он был награжден орденом Св. Саввы 3-й степени.
       Яблоновский похоронен на парижском кладбище Исси-ле-Мулино, в его могилу была брошена горсть земли, привезенная из России.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:07:56 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"