Снадзский Александр Александрович
|
Другие персоны с фамилией Снадзский
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 15.11 Кто родился в этот год 1870 |
[3(15).11.1870, с. Китросановка Елизаветградского у. Херсонской губ.— 3.7.1934, Париж]
— прозаик, публицист.
Из дворянской семьи. Окончил гимназию в Одессе, юридический факультет Петербургского университета,
работал присяжным поверенным. Литературный дебют состоялся в 1893 в журнале «РБ» (рассказ
«Последыши»). Яблоновский сотрудничал в журналах и газетах («Мир Божий», «Образование», «Сын
Отечества», «Наша жизнь», «Речь», «Киевская мысль» и др.), издал несколько повестей и рассказов. В
журнале «Образование» Яблоновский вел сатирический отдел «Родные картинки». Впоследствии
написанные для этого отдела очерки и фельетоны издал в 3-томнике под тем же названием (М., 1912-13).
Большой литературный резонанс вызвала его автобиографическая повесть «Из гимназической жизни» (Мир
Божий. 1901. №6; отдельное издание: Воронеж, 1903; Берлин, 1922 под названием «Гимназические
годы»), направленная против мертвящей системы гимназического классического образования.
В 1918 переехал из Москвы в Одессу. В годы Гражданской войны Яблоновский работал на юге в ряде
газет. В 1920 с частями Добровольческой армии эвакуировался в Египет. О своих египетских впечатлениях
написал книгу «В гостях у английского короля» (не опубликована), показав всю трагичность положения
русской эмиграции, заброшенной в чуждый ей край.
В начале 1920-х Яблоновский перебрался в Берлин, где пережил смерть жены.
В 1925 переехал в Париж.
Публиковался в газетах «Сегодня», «Руль», «Общее дело», в дальневосточной, американской
эмигрантской периодике и других, но главным образом в «Возрождении», где был ведущим сотрудником с
1925 по 1934, работая в жанре политического фельетона. Он занял непримиримую позицию по отношению
к большевистскому эксперименту, сатирический пафос его памфлетов направлен против советского образа
жизни. Воссоздал зловещие фигуры правящей государственной партийной верхушки: В.И.Ленина
(Жил-был Ленин // Либавское русское слово. 1924. №27), Л.Д.Троцкого (Последние известия. 1924. 20
мая), Ф.Э.Дзержинского (Сегодня. 1926. 28 июля), М.И.Калинина (Возрождение. 1933. 11 февр.),
Л.Б.Красина (Сегодня. 1926. 26 сент.), обличал финансовые махинации советских дипломатов (Брат
Литвинова // Возрождение. 1928. 13 нояб.). Яблоновский пишет о голоде в Советской России в 1930-е,
скорбит о том, что расхищается народное достояние — «отцово богатство»; его ужасает «страшная
цифра» умерших от голода (Возрождение. 1933. 15, 18, 30 июля), он протестует против зверского
уничтожения русского духовенства, основная часть которого осталась в Советской России, против
расхищения церковных ценностей (Тати церковные // Сегодня. 1922. 22 дек.). По мнению писателя, в
России совершается столько преступлений против человечности, что невольно напрашивается сравнение с
эпохой Ивана Грозного (Родственные эпохи // Сегодня. 1928. 19 февр.). Он с горечью пишет о тайной
распродаже большевиками культурных ценностей России за границу (Возрождение. 1928.11 нояб.).
Его волнует положение литературы и писателей на его родине, он выступает против партийной цензуры,
репрессивных нравов советской литературной критики. Особенно возмущен Яблоновский
«прислужничеством» советских писателей. Он мечет сатирические стрелы в А.Белого, В.В.Маяковского,
А.Н.Толстого, С.А.Есенина, В.В.Вересаева, делая их героями своих фельетонов. Цикл памфлетов
Яблоновский посвятил М.Горькому, который был раздражен его нападками: «А.А.Яблоновский осатанел...
Очень жаль его, он был человек небесталанный» (Горький М. ПСС: в 10 т. М., 1977. Т.5. С.687). И после
смерти Яблоновского Горький не мог ему простить выпадов в свой адрес: «Недавно умер в Париже
А.Яблоновский, один из сотрудников подлейшей газетки "Возрождение". Он печатал в этой газетке
маленькие фельетоны, грубо, старчески глупо и злобно издеваясь над Союзом Советов. Эмигранты
называли его королем шуток. Шутки его относились к разряду писания на заборах неудобосказуемых слов
и мазания ворот дегтем» (Там же). Но объективности ради Горький вспоминает один из остроумных
фельетонов Яблоновского — его «Письмо в редакцию "Сына Отечества"» (13-26 сент. 1905), где
фельетонист в присущей ему хлесткой манере иронизирует над «бедственным» положением бакинских
нефтепромышленников.
Яблоновский в своих фельетонах осуждал французских писателей — А.Барбюса, А.Франса,
приветствовавших советскую власть как залог будущего процветания России (Товарищ Барбюс //
Сегодня. 1927. №6; Наш дорогой, наш великий Анатоль Франс // Сегодня. 1927. 19 окт.). Он не мог
смириться с просоветскими настроениями части французской интеллигенции (Господа французы // Скорбь
земли русской. Нью-Йорк, 1920). В «Юманите» был напечатан протест против блокады Советской России,
подписанный А.Франсом. В памфлете «Господа французы» Яблоновский, обращаясь к известному
писателю, говорит, что и для него в большевистской России было бы только три выбора: «Или нищий, или
арестант, или смертник». Яблоновский протестовал против ареста большевиками известного
книгоиздателя И.Д.Сытина (Книжный «Наполеон» // Возрождение. 1928. 13 дек.), выступил против
фальсификации художественного и философского наследия Л.Н.Толстого (О толстовском «социализме»//
Возрождение. 1928. 9 сент.).
За границей писатель переиздавал свои художественные произведения, созданные еще в России. В
Берлине в издательстве «Грани» выходит сборник рассказов в 2 т. (1922), «Рассказы для детей» (Париж,
1921). Единственное большое произведение, созданное на чужбине,— повесть «Дети улицы», вошла в
сборник под одноименным названием (Париж, 1928). В ней изображено «дно» дореволюционного Киева,
мир воров, проституток, куда попадают бесприютные дети. Ю.Фельзен отметил невысокий
художественный уровень произведения: описательность, заданность сюжета, мелодраматизм ситуаций,
фельетонность языка (Звено. 1928. №4). Авторы критической статьи, высоко ценя Яблоновский как
публициста, единодушно отмечали, что в беллетристике «лучшее время его таланта осталось в России»,
«отсутствие связи с родиной лишало самых важных, самых питательных соков таланта» (Р.С. Памяти
А.А.Яблоновского // Последние новости. 1934.5 июля). Яблоновский был постоянным членом правления
Союза писателей и журналистов в Париже, работал в различных юбилейных комитетах, неоднократно
проводились его творческие вечера: с большим успехом прошел его вечер 8 июня 1928 в Русском клубе с
участием Н.Тэффи, Саши Черного и др. (Последние новости. 1928. 10 июня).
Взлет популярности Яблоновского в эмиграции произошел на I съезде русских зарубежных писателей в
Белграде (сент. 1928). На первом заседании Яблоновский произнес речь: «Мы все знаем, все чувствуем,
что за нашей спиной стоит тень великой России и что мы должны отвечать перед ней не только за наше
слово, но и за наше молчание. Когда-то наш знаменитый духовный оратор митрополит Московский
Филарет так говорил о долге пишущего человека: "Да благословит Господь Бог и слово, и молчание. Да не
будет слово праздно и молчание бессловесно"... Россия распалась на две половины. Одна половина
молчит, а другая еще говорит. Это нам, русским эмигрантам, выпала страшная задача — говорить за
Россию и требовать прав для нашей обездоленной Родины. Это нам судьба указала сохранить в чистоте
великие традиции русской литературы и честные заветы свободного русского слова» (Возрождение. 1928.
1 окт.). Речь Яблоновского произвела большое впечатление на присутствующих. Председателем Совета
Союза русских писателей и журналистов был избран Яблоновский. За свою литературно-общественную
деятельность по указу югославского короля Александра он был награжден орденом Св. Саввы 3-й
степени.
Яблоновский похоронен на парижском кладбище Исси-ле-Мулино, в его могилу была брошена горсть земли,
привезенная из России.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх