Слаповский Алексей Иванович
|
Другие персоны с фамилией Слаповский
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 29.06 Кто родился в этот год 1957 |
[29.6.1957, с.Чкаловское Ровенского р-на Саратовской обл.]
— прозаик, драматург.
Родители — зоотехники. Среднюю школу окончил в г.Саратове, там же —
филологический факультет университета. После университета работал учителем
русского языка и литературы, грузчиком, теле- и радиожурналистом, заведовал
отделом художественной литературы в журнале «Волга».
Первая заметная публикация — пьеса «Бойтесь мемуаров!» (Волга. 1988. №3). С
1989 Слаповский пишет прозу. Первое опубликованное прозаическое произведение —
повесть «Искренний художник» (сб. молодых авторов Приволжского книжного
издательства, 1990). Через четыре года отдельной книгой вышли повести: «Я — не
я», «Война балбесов», «Здравствуй, здравствуй, Новый год».
Автор предисловия к одному из первых самостоятельных сборников А.Немзер
причислил молодого прозаика к «среднему» поколению современных писателей,
поколению, которое сумело «прочувствовать и выговорить боль, суетливость,
жестокость, нелепицу нашего сегодня», но при этом не отказавшихся «уважать
человека и вечные ценности» (Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир.
2000. №1. С.217). Слова, сказанные о ранних работах Слаповского, с полной
ответственностью можно отнести ко всему последующему его творчеству.
С середины 1990-х Слаповский активно печатается в центральных издательствах
(Анкета. СПб, 1997; Книга для тех, кто не любит читать. М., 1999; Первое второе
пришествие. М., 1999; День денег. М., 2000).
На протяжении всего этого времени Слаповский в зоне активного внимания
литературной критики. При всей разноречивости оценок пишущие о нем едины в
одном: Слаповский — ключевая фигура в литературном процессе 1990-х.
При крайнем стилевом многообразии его романы и повести воспринимаются как
«единый метатекст, бесконечный внутренний дневник», ибо все герои Слаповского —
«в той или иной степени проекция авторского "я", а окружающие и поджидающие их
коллизии — то, что происходило с автором, могло произойти, возможно,
произойдет, хотелось бы (не хотелось бы), чтобы произошло» (Колобродов А.
Слаповский сам // Знамя 1999 №.10 С.198)
Многожанровость, фабульная сложность прозы Слаповский вовсе не отменяет этого
единства В «Искреннем художнике» (1989) для исследования процесса личностного
становления художника Неядова писатель конспективно использует форму
классического «романа воспитания» В авантюрной повести «Глокая куздра» о
престарелом профессоре-филологе, пожизненном исследователе творчестве поэта N,
эффективно эксплуатирует приемы авантюрной фантастики В повести
«Закодированный» (1993), чтобы рассказать о превращениях недолечившегося
гипнозом алкоголика Непрядвина, Слаповский ориентируется, по мнению критиков,
на поэтику сюрреалистического делириума (Арбитман Р.). В повести «Жар-птица» о
путешествии за счастьем персонажа с «фельетонной» фамилией Павла Федоровича
Авизо работают сказочные, фольклорные приемы К плутовскому роману сам прозаик
относит «День денег» — повествование о похождениях замечательной троицы
безработного, губернаторского атташе и творца современных детективов (1998).
Жанр романа «Я — не я» (1994), рассказывающего о герое, сумевшем за короткий
срок сменить несколько социальных ролей (жулик, эстрадная звезда, глава
государства), побывавшего даже курицей, волею счастливого случая избежавшей
топора, определить вообще почти невозможно, т.к. в тексте обнаруживаются
элементы детектива и эротического романа, с одной стороны, политической сатиры
и фантасмагории — с другой.
Весь этот разножанровый материал воспринимается как нечто безусловно неделимое
благодаря его единому оптимистичному пафосу.
По мнению многих критиков, лучшее произведение Слаповского — роман «Первое
второе пришествие» Главный персонаж романа Петруша Салабонов по-своему проходит
крестный путь Иисуса Христа, путь к Распятию, ставший для него путем духовного
совершенствования Хотя фабульные перипетии стали основанием для обвинения
Слаповского в богохульстве, именно в этом романе с наибольшей яркостью
обозначились чуткое внимание прозаика к тончайшим движениям человеческой души и
уверенность его в праве современного человека, несовершенного и мятущегося, на
счастье.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх