Скобелев Александр Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Скобелев
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 24.12 Кто родился в этот год 1886 |
[12(24).12.1886; по др. источникам — 20.12.1886(1.1.1887), с. Новиковка Ставропольского уезда
Самарской губ.— 24.12.1923, Москва]
— прозаик, драматург.
Родился в крестьянской семье. Отец служил унтер-офицером лейб-гвардии Уланского полка в Петербурге;
мать умерла рано, оставив пятерых детей. С отцом отношения у Неверова не сложились. Вырос в семье
деда; дом деда был приютом для странствующих людей (нищие, старухи, монахи с Афонской Горы); дед
готовил Неверов «по торговой части» (мальчик на побегушках в торговой лавке и т.п.).
В 1903 Неверов ушел от деда учиться в волостной центр Озерки (Ставропольский уезд).
В 1906 после окончания Озерковской школы получил право преподавать в «школах грамоты».
Учительствует в д. Новый Письмерь Мелекесского у. Самарской губ.
В 1906-08 появляются первые публикации Неверова в газете «Симбирские вести», «Вестник трезвости»
(«Князек Х.», «Право сильного» и др.). Это были резко обличительные зарисовки о «мужицких
кровопускателях», «мужицких выродках» и т.п. Местные власти расценили произведения Неверов как
подстрекательские, зовущие к крестьянскому бунту. Неверов был подвергнут негласному полицейскому
надзору, обыскам (надзор длился в течение 8 лет).
В 1907-10 Неверов учительствовал в д.Камышовка Ставропольского уезда. В эти годы входит в большую
литературу, печатается в журнале «РБ», «Современный мир». В его «Крошечном рассказике» (1908; 2-я
ред. под названием «Страх», 1915) М.Горький увидел продолжение чеховской традиции. Начинающего
Неверова поддержал В.Г.Короленко.
События 1905-07 (первая русская революция) Неверов тяжело переживал, верил в неизбежное обновление
истории, продолжал рисовать крестьян-бунтарей, мстителей, которые поднимаются на борьбу за новую
жизнь.
В 1915 был мобилизован, но в боевых действиях не участвовал (по состоянию здоровья).
В 1917 Неверов выбирают в Совет солдатских депутатов. Демобилизовавшись, он приезжает в с.Елань;
весной 1918 перебирается в Самару. Здесь в сборнике «Революция 1917-1918 гг. в Самарской губернии»
(1918. Т.1) печатается цикл очерков Неверова «В глухих местах». Реалистическая достоверность цикла
всегда ставилась в заслугу автору, но при этом критика советского времени, как правило, отмечала, что
Неверов был подвержен политическим колебаниям, что в его очерках «сквозят нотки осуждения
кажущейся "поспешности" большевиков, их "горячности", а в описании того, кто терпит поражение...
нотки сочувствия» (Александр Неверов: Из архива писателя... С. 28-29). С самого начала произведения
Неверов несли на себе печать глубокого сострадания к народу, чем они и отличались от многих
произведений пролеткультовской прозы с ее уверенным классовым пафосом.
В одном из писем этих лет Неверов писал: «Мы слышим только топот ног революции, но не знаем ее
сердца...» (ПСС. Т.2. С.266). Неверов был художником тонкой душевной организации, он раньше других
воспринял как собственную боль трудные противоречия 1917. В первые дни Октября в записной книжке
Неверов появилась знаменательная запись: «Христос на камне стиснул руки (по-видимому, имеется в виду
картина Н.Крамского "Христос в пустыне".— Ред.), Ленин смотрит прижмуренным глазом. Величайшее
смирение, величайший бунт... Я не знаю, кто прав. Я ничего не знаю. Нити мои перепутались» (Там же.
С.5). Вслед за циклом «В глухих местах» появились такие рассказы, как «Крест на горе» (1918), «Черное и
белое» (1919), очерк «В те дни» (1919) и др., они несли в себе отзвук все тех же «политических
колебаний». Рассказ «Крест на горе» по политическим соображениям долгое время не перепечатывался, не
был включен в первое ПСС Неверова (1925-26), что вызвало возмущение М.Горького; новая редакция
рассказа (Земля советская. 1929. №1), по мнению некоторых биографов, не принадлежит Неверов.
В надежде найти истину происходящего в стране Неверов на короткое время сближается с эсерами. В
конце 1918 он печатался, в частности, в газете «Народ» (орган сепаратистского эсеровского
правительства в Самаре), но вскоре выступил с осуждением эсеров.
В мае 1920 Неверов присутствовал на I Всероссийском совещании пролетарских писателей как делегат
Самары. Он начинает активно знакомиться со столичной литературной жизнью, посещает собрания
«Никитинских субботников», входит в окружение таких писателей, как А.Серафимович, Ф.Гладков,
В.Шишкови др. В письмах из Самары Ив.Касаткину, В.Шишкову и др. Неверов зовет интеллигенцию
«кричать» о голоде, о бедственном положении народа, о погибающей деревне.
В голодном 1921 вместе с Н.Степным в поисках литературного заработка и за хлебом для семьи Неверов
отправляется в Среднюю Азию (Самарканд, Ташкент). Впечатления от этой поездки легли в основу
повести «Ташкент — город хлебный» (1923), где на фоне правдивого бытописательства раскрывается
хрупкий и доверчивый мир детской души (Миша Додонов).
В апр. 1922 Неверов с семьей переезжает в Москву. Наступает период зрелой творческой работы,
творческого взлета. Но жить оставалось всего полтора года.
Неверов принимает активное участие в деятельности пролетарского крыла литературы, сближается с
«Кузницей». Но согласиться с политическим диктатом в литературном деле не может. В нояб. 1923
Неверов вышел из состава «Кузницы» в знак протеста против сектантских позиций этого лит.
объединения.
В начале 1920-х выходят сборник рассказов «Поросенок» (1922), «В садах» (1924), а также «Повесть о
бабах» (1923), роман «Гуси-лебеди» (1923) и многие другие произведения. При жизни писателя появилось
всего около 400 его публикаций (включая рецензии, статьи и др.).
В 1921 был написан рассказ «Марья-большевичка», получивший большую известность в те годы.
Несмотря на все возрастающий авторитет Неверова-художника, критика упрекала писателя за то, что он
в свое время не понимал «железной необходимости жертв», что «не порвал всех нитей со старым миром»,
при этом подчеркивалось, что революционная действительность способна «прояснить его сознание». Но
Неверов продолжал оспаривать и лозунговую пафосность, и жестокосердие политических установок в
литературе тех лет. «Если вы коммунист и смотрите на жизнь „общими" глазами, "коллективными", чтобы
не выбиваться из рядов,— обращался он к пролеткультовскому писателю М.Волкову в февр. 1922,— то
как художник вы должны иметь кроме коллективных глаз еще свои глаза, не разума, а "всезрящие глаза
чувства" (Белинский)». Эту позицию занимал Неверов и в своих достаточно многочисленных выступлениях
по вопросам литературы (рецензии, статьи): «Приемы художественного творчества И.А.Бунина» (1920-22),
«Деревня в современной литературе», «В кругу заколдованном. Вс.Иванов», «Литературные побеги
(Советы начинающим авторам)» (все — 1923) и др.
В 1922-23 Неверов публикует одно из самых ярких своих произведений — повесть «Андрон Непутевый».
Книга отличалась особой напевностью, богатством стилистических оттенков («Шагнет Андрон — по избе
колокольчики. Направо — звон, налево — звон. С музыкой весь»). Не смягчая красок, Неверов рисовал
деревню без меры ожесточившейся от обрушившихся на нее насилий. Попытка юного Андрона создать на
селе коммуну вызвала крестьянский бунт: «Берегись, Андронова коммуна! Сотнями зубов будут рвать.
Сотнями рук будут бить. Мало. Сотнями ног будут топтать. И этого мало. На огне живыми сожгут. К
лошадиному хвосту привяжут. По полям, по горам, по оврагам будут волочить изуродованных». Но не
только классовую борьбу воссоздавал Неверов, он скорбел оттого, что видел, в какое безмерное
несчастье оказалась опрокинутой крестьянская жизнь. Исход этого несчастья был никому не ведом.
Поэтому так тревожен и трагедиен финал повести: «Вперед зовет дорога трудная: через жалобы тихие,
через трубы обгорелые, через черное горе мужицкое». В повести «Андрон Непутевый» прозвучала
знаменитая формула грустной думы о происходящем в России: «Не жалеть нельзя и жалеть нельзя».
Неверов написал также пьесы «Голод» (1922), «Анна» (1922, не окончена) и др.
Неверов умер внезапно от разрыва сердца в возрасте 37 лет (за 3 дня до кончины написал
автобиографию). Смерть Неверов стала одной из самых первых невосполнимых утрат русской литературы
революционного периода; вскоре на Ваганьковском кладбище в Москве рядом с могилой Неверов
появились захоронения С.Есенина и П.Ширяевца.
Современники называли Неверова «человеком светлой души». Сразу после ухода Неверова из жизни был
издан сборник «Неверову — алый венок. Памяти друга и писателя Александра Сергеевича Неверова от
коллектива рабоче-крестьянских писателей» (1924). Тогда же вышел и сборник, подготовленный
обществом «Никитинские субботники»,— «А.С.Неверов» (1924) (посвящения писателю, воспоминания,
статьи, библиография).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх