Скворцов Иван Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Скворцов
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот год 1870 |
- историк философии и богослов.
Род. в Арзамасе в семье псаломщика, ставшего впоследствии священником.
Обучался в Нижегородской семинарии, в 18 лет был послан в Петербургскую Духовную академию, по окончании которой (1817) стал профессор Киевской семинарии (Академия в Киеве в этот период была закрыта). Принял сан священника. Стал кафедральным протоиереем Софийского собора. После преобразования семинарии в Академию (1819) занял в ней кафедру философии. Автор множества работ по истории философии (древней и новой).
Для Скворцов было характерно скептическое отношение к возможностям философии. Как вспоминал один из его учеников (Поспелов), Скворцов не был поклонником какой-либо из философских систем, "его в высшей степени строгий, математически точный, трезвый и последовательный ум не позволял себе ни на минуту увлечься каким-либо выспренним парением гениальной мысли, ...если она в основаниях и выводах своих не согласовалась с истиною слова Божия и здравого разума, и любил одну только чистую, простую истину..." ("ОИРФ". С.408).
Скворцов полагал, что важнейшие истины учения Канта состоят в следующем: 1) что разум наш недостаточен в познании вещей сверхчувственных, 2) что начала нравственности, основанные на понятиях удовольствия и неудовольствия, не нравственны и 3) что человек по природе поврежден или развращен. При этом Скворцов критиковал деизм Канта, отдаляющий Бога от человека и человека от Бога, а также Кантов натурализм, не допускающий ничего сверхъестественного и поклоняющийся одному практическому разуму. "К большей славе Откровения, усматривается, что все лучшее в Кантовой религии заимствовано из Евангелия, а все худшее принадлежит собственно Кантовой философии",- утверждал Скворцов.
Согласно Скворцову, первая ступень познания дана в вере как "непосредственном чувстве истины". Философия должна приводить от "естественного" (непосредственного) разума к христианству, но она заранее несвободна в своих путях. Негативно относившийся к Скворцову. Г.Г.Шпет замечал: "Скворцову удалось открыть способ обращения с философией, удовлетворявший идеальным требованиям духовно-академических программ. Он сделался образцом и авторитетом, которому предоставлено было только следовать и подражать. Может быть, самая тонкая вещь в нем - его уменье "философствовать" без содержания, ограничиваясь лишь формально-логическими сопоставлениями философских формул и положений. ...Скворцов, пожалуй, самый консервативный из духовно-академических философов, сознавших необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии и в то же время хотевших сохранить уже установившуюся традицию, которая, надо думать, и разумелась под загадочным именем, фигурирующим почти у всех официальных философов, "здравой философией"". (См.: 3. "ИРФ". T.I. 4.2. С.112; ОИРФ. С.407-412.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх