Сильвестров Вячеслав Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Сильвестров
Другие персоны с именем Вячеслав Кто родился в этот день 05.01 Кто родился в этот год 1940 |
- специалист в области диалектики и теории культуры; доктор философских наук.
Род. в Воронеже.
Окончил лечебный факультет 2-го Московского государственного медицинского института (1963). Работал врачом-психиатром.
В 1965-1968 учился в аспирантуре по философии при кафедре философии 2-го Московского государственного медицинского института.
Кандидатская диссертация - "Логическая структура дотеоретического и первоначального теоретического мышления" (1971).
В 1968-1972 работал вначале преподаватель, затем старший преподаватель кафедры философии 2-го Московского государственного медицинского института.
В 1972-1988 - старший преподаватель, затем доцент (с 1981) кафедры философии наук и идеологических проблем Дипломатической академии МИД СССР.
Докторская диссертация - "Философское обоснование теории и истории культуры" (1989).
В 1988-1989 - и.о. профессор кафедры философии Московского исторически-архивного института.
Сильвестров разработал оригинальную философскую концепцию (в рамках направления, начатого трудами М.Б.Туровского) современной культуры и образования, основанную на синтезе принципов преемственности деятельности.
В центре его внимания - осознание значения человека как образца и цели процесса деятельности и общения. Насущность этой проблемы определяется тем, что в современном обществе преемственность деятельности не может осуществляться на основе воспроизводства предзаданного образца.
С точки зрения Сильвестрова, для европейской культуры традиционные типы формирования человека субъектом деятельности представлены в ее мифологических и религиозных предпосылках, а рефлексивно - в диалектических синтезах античной (Платон и неоплатонизм) и новоевропейской философии (Гегель), но в абсолютизированной, исключающей друг друга форме. Условием же формирования субъекта современной деятельности и поэтому основой будущей интеграции образования является их диалектическое сопряжение как дополнительных.
В классической философии это сопряжение осуществлялось благодаря абсолютизации либо объекта деятельности (космос в античной философии), либо ее субъекта (Бог в новоевропейской философии), как предпосылок деятельности. Античная диалектика занята вопросом о происхождении субъекта из иного (объект как источник преемственности), а новоевропейская философия - вопросом удержания объекта через способы деятельности субъекта.
Современное теоретизирование отказывается от абсолютизации, однако ценой отказа является потеря сопряженности этих предпосылок. В результате возобновление деятельности рассматривается либо относительно сложившейся в Европе традиции объективно-научные преобразования деятельности, когда из поля зрения теоретика выпадают вопросы ценностного отнесения мотивов и результатов деятельности, либо относительно гуманистической и экзистенционально-нравственной проблематики, когда вне сферы интересов остаются проблемы орудийно-деятельностного воплощения целей и идеалов.
Эти направления Сильвестров обозначает как сциентизм и философскую антропологию, имея в виду не только известное направление философии XX в., но и примыкающие к нему по ориентации на рефлексирование особого характера человеческого бытия.
Сильвестров предлагает продумать принципы формирования субъекта современной деятельности на основе соотнесения диалектик Платона и Гегеля, опираясь на опыт диалектического конструирования в современной философии (А.Ф.Лосев, М.Б.Туровский и др.), идеи диалога в культуре (М.М.Бахтин). На этой основе возникает возможность теоретически осмыслить целостность образовательного процесса, отсутствие которой является симптомом кризиса европейской культуры.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх