Сергеев Борис Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Сергеев
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 17.07 Кто родился в этот год 1891 |
[5(17)7.1891, Херсон — 7.1.1959, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище]
— прозаик, драматург.
Родился в учительской семье. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил
1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909-15 учился на юридическом факультете Московского
университета. Началом своего творчества сам Лавренёв считал рассказ «Гала-Петер», написанный в 1916
на фронте (опубл. в 1924). Однако первые рассказы Лавренёва под фамилией Сергеев появились еще в
1910 в московской газете «Студенческая жизнь»: «То было раннею весной...» (7 нояб.) и «Его смерть» (12
дек.). Тогда же Лавренёв начал публиковать и свои стихотворения, но как поэт известен не стал. Писал
для периодических изданий многочисленные рецензии и статьи.
После окончания университета Лавренёв, пройдя краткосрочные курсы военного училища, в чине
поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. Во время Февральской революции Лавренёв был
комендантом штаба революционных войск Московского гарнизона, а затем адъютантом коменданта
Москвы. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Лавренёв
вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в Москву; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в
рядах Красной Армии.
В янв. 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен военным комендантом Ташкента, но
пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контрреволюционной
деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания был назначен заместителем
редактора фронтовой газеты и одновременно заведующим литературным отделом «Туркестанской
правды».
С середины 1920 работал в литературно-издательском отделении Политуправления Туркестанского
фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 — в
редакции «Красноармейской газете» (первоначальное название «Красной звезды»). Публиковал рассказы
и стихотворения, статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печатался не только под
фамилией Лавренёв, которую окончательно принял с 1922 (литературным псевдонимом стала фамилия
одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то
дифференцироваться от него...» // Звезда Востока. Ташкент, 1959. №8. С.120), но и под многочисленными
псевдонимами: Бек, С.Натальский, Б.Наталия, Н.Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др.
Лавренёв сотрудничал во многих периодических изданиях Туркестана. Художник-график, за 4 года,
проведенных в Ташкенте, он выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок,
заголовков, эскизов и т.п.
В дек. 1923 уехал из Ташкента в Петроград, где его снова призвали на военную службу, назначив
секретарем Военно-научного общества Петроградского военного округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и
поступил на работу в Ленинградское государственное издательство.
Первые произведения Лавренёва, принесшие ему известность: повести «Ветер» (1924), «Сорок первый»
(1926), «Рассказ о простой вещи» (1927),— посвящены событиям революции и Гражданской войны. «Сорок
первый» — признанный шедевр Лавренёва, самое известное (наряду с пьесой «Разлом») из его
произведений. Это романтическая баллада о трагической любви рыбачки Марютки, простой девушки,
ушедшей сражаться за революцию, и поручика Говорухи-Отрока, интеллигентного
офицера-белогвардейца.
Пафос революционного порыва проявился в особом лирико-патетическом стиле, переходящем в
своеобразный «орнаментализм» (ритмический склад, повышенная образность, вычурный и цветистый
язык): «Поздней осенью над Балтийским морем лохматая проседь туманов, разнузданные визги ветра и на
черных шеренгах тяжелых валов летучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздымаемой пены» («Ветер»). С
романтическим восприятием жизни связано и тяготение Лавренёв к исключительному, необычному, к
выбору экзотических обстоятельств и места действия.
Критика того времени приветствовала творчество Лавренёва, который «не хотел видеть революцию
будничными глазами» (Штейнман 3.— С. 14). Позднее, когда революционная романтика несколько
утратила свою притягательность, Лавренёва стали упрекать в том, что он наделил своих героев
«лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашенный лубок» (Штейнман 3.— С.31-33). Но
независимо от позиций критики произведения Лавренёв 1920-х до сих пор хранят трепетный мир
человеческих взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в.
В ироническом романе-памфлете «Крушение республики Итль» (1925) Лавренёв высмеял буржуазное
устройство государства в сатирическом и одновременно фантастическом повествовании. Роман высоко
оценил А.М.Горький. В то же время писатель продолжал развивать темы революции и Гражданской войны
в повестях «Зеленый цвет» (1924) — о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира,
«Происшествие» (1924) — о налете банд на украинские городки, «Полынь-трава» (1925) — о жестокости
классовых битв, разлучающих влюбленных.
В 1926 Лавренёв выпустил сборник рассказов «Шалые повести», в котором отразилось ироническое
отношение автора ко времени нэпа, которое резко контрастировало с недавним прошлым.
Большое место в творчестве Лавренёв занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в
революции: повести «Седьмой спутник» (1928) — история прихода в революцию старого русского
интеллигента, «Гравюра на дереве» (1928) — об искусстве и судьбе художника; произведение,
проникнутое духом Ленинграда, поэтическими реминисценциями из Достоевского и в то же время
сатирическим ядом против приспособленчества в искусстве.
Лавренёв обращался в своей прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его художническая
индивидуальность раскрылась в драме.
В 1925 он опубликовал романтическую мелодраму «Мятеж» о белогвардейском восстании в Ташкенте в
1919, в 1926 — историческую драму «Кинжал» о декабристах.
Итогом творческих поисков драматурга стала драма «Разлом» (1928). В основу пьесы легли исторические
события: переход легендарного крейсера «Аврора» (в пьесе прозрачно переименованного в «Зарю») в
ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Лавренёв развил в драме две волновавшие его темы: участие
флота в революции (к морской тематике Лавренёв был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом,
он пытался поступить в Морской корпус в Петербурге, но не прошел по зрению) и взаимоотношения
интеллигенции и революции. Название пьесы символично: «разлом» происходит и в семье Берсеневых
(Берсенев — капитан «Зари»), и в сознании каждого героя пьесы, встающего по одну или другую сторону
баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был поставлен Театром Вахтангова в Москве и БДТ в
Ленинграде; он сразу стал классикой советской драматургии.
В 1930-е Лавренёв отдал дань романтике арктических открытий (повесть «Большая земля», 1935), писал о
борьбе испанского народа против фашизма (повесть «Чертеж Архимеда», 1937; пьеса «Начало пути»,
1938). Событиям 1914 писатель посвятил неоконченный роман «Белое и синее» (1934; был неодобрительно
встречен критикой) и документальную повесть «Стратегическая ошибка» (1934), сюжетно дополняющую
финальные главы 1 -й части романа. Во второй половине 1930-х Лавренёв писал рассказы о солдатах
революции, моряках Красного флота.
С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным
корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. Издал
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх