Семёнов Сергей Александрович
|
Другие персоны с фамилией Семёнов
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 19.10 Кто родился в этот год 1893 |
[7(19).10.1893, д.Наумово-Починок Костромской губ.— 12.1.1942, Волховский фронт]
— прозаик.
Родился в рабочей (во втором поколении) семье. Дед первым в роду покинул деревню, занимался отхожим
промыслом, затем работал плотником в Петербурге на «Железопрокатном, проволочном и гвоздильном
заводе». Отец — токарь на металлическом заводе в Петербурге. Детство Семёнов прошло на рабочей
окраине Васильевского острова в Петербурге. Из-за материальных трудностей Семёнов смог закончить
только 1-й класс церковноприходской школы. Позднее окончил 4 класса городского училища. Начинал
работать на заводе, но из-за слабого здоровья с завода ушел. Был «мальчиком» в немецкой конторе,
рассыльным и сортировщиком писем на почтамте. В поисках заработков одно время жил в Тифлисе. В 1918
поступил в Петроградскую военно-инженерную школу; через год ушел в Красную Армию: «...октябрь
семнадцатого года был безудержным прыжком в ослепительную, грохочущую жизнь. Тогда — завертело,
забило, закружило, захлестнуло... Лил свою и чужую кровь. Был почти на всех фронтах: у границ
Монголии, за Полярным кругом, Кронштадт поставил в этой жизни точку» (Автобиография. 1925). Семёнов
был ранен, контужен, «принял под Кронштадтом ледяную ванну и демобилизовался с испорченным правым
легким». В партию большевиков вступил в 1918.
Первый рассказ «Тиф» (1921; доработан в 1923-27) с медицинской точностью воспроизводил течение
тифозного заболевания у комиссара, который, несмотря на тяжесть болезни, рвался обратно на фронт, на
помощь сражающимся красноармейцам. Именно в этом произведении стала складываться та манера
литературного письма Семёнова, которой он не изменял ни в одном из последующих своих прозаических
опытов. Критика сразу поддержала стремление Семёнова «к точности, к "объективности", к выделению
не своих эмоций и не своей своеобразной речи, а реального бытового и психологического материала»;
Семёнов был назван «последовательным реалистом» (Горбачев Г.— С.5, 6). Своими уверенными
реалистическими взглядами Семёнов действительно выделялся из всех пролетарских, пролеткультовских
писателей, хотя и находился в их среде.
В 1923 Семёнов пишет статью «Заметки о литературе не критика, а писателя (В порядке дискуссии)»
(Литературная неделя. Пг., 1923. С.3-4), в которой оспорил вульгарные классовые установки
революционных идеологов Пролеткульта, настаивавших на «упразднении» национального классического
наследия. Обвиняя Л.Троцкого в распространении тезиса об «отмирании» старой русской литературы,
Семёнов писал: «Мы, пролетарские писатели, в своей генеалогии... крепко-накрепко связаны с великими
художественными традициями старой — без кавычек — русской литературы»; «прорыва между
завершителями подлинной старой русской литературы — Толстым и Достоевским — и нами нет...».
Семёнов стремился уяснить особенности социальных эмоций, нравственных побуждений современников.
Он ставил в своих произведениях нередко опыты дерзкие, пытался извлечь «экстракт» чувств,
настроений участников революционных событий. В рассказе «На дорогах войны» (1921, в 1924 в текст
рассказа были внесены изменения), выдержанном в рамках психологической новеллы, писатель искал
ответа на вопрос: в классовой схватке борются люди-враги или некие общие неудержимые социальные
инстинкты? Воссозданная в повествовании нескончаемая цепь взаимных жестокостей оставляла этот
вопрос открытым.
Еще более сложный круг проблем был обнажен в рассказе «Голый человек» (1922). Пронизанный нервным,
напряженным раздумьем об эпохе, монолог героя продолжает обнажать противоречия, которые были
запечатлены в рассказе «На дорогах войны»: «Человеку убить человека — всегда мучительно, всегда
трудно, всегда трагедия; убить гражданину миллионы подобных себе — всегда легко... Еще бы не легко
— впереди маячат такие идеальные цели!..» (Голый человек: Рассказы. Л.; М., 1924. С.10-11). Следуя в
своей отчаянной бескомпромиссности Достоевскому, Семёнов произносил самые мучительные и самые
запретные слова о революционном времени: за «всяческими доктринами мирового счастья, всеобщих
гармоний» «скрыто главное, неизменное и нерешенное — сам человек»; «наша эпоха окончательно и до
дна подменила человека гражданином», в связи с этим страсти сердца подменены страстями ума.
Жестокость эпохи легко оправдывается «близкими целями всеобщей гармонии», «а за общими
рассуждениями о революции и Интернационале удобно прячутся трусливые думы о личном».
С такой же беспощадной обнаженностью Семёнов рисовал социальное бытие, общественное поведение
своих героев. В романе-дневнике «Голод» (1922) воссоздана мучительная картина гибели от голода
времен Гражданской войны семьи старого рабочего.
Идеологическим противоречиям эпохи, с одной стороны, и непомерно трудному бытию трудящегося
человека — с другой, были посвящены сборник рассказов Семёнова — «Голый человек» (1924), «Да,
виновен!» (1925), «Единица в миллионе» (1924), «Копейки» (1924) и др. Пути к социальной гармонии
Семёнов пытался начертить в таких произведениях, как очерк о Волховстрое «Республика на экзамене»
(1923), рассказы «О чем рассказывал мне Сакре (Лопарские легенды)» (1923), где оживали картины
природы, возникал романтический ореол народных легенд и где писатель не мог скрыть своего
восхищения перед энтузиазмом людей, задумавших построить новую жизнь.
В 1928 в письме к Р.Роллану М.Горький писал: «...Сергей Семенов, рабочий, очень оригинальный талант,
несколько зависимый от Кнута Гамсуна,— хорошая зависимость, на мой взгляд!» (Горький и советские
писатели. Неизданная переписка // ЛН. 1963. Т.70. С.19). В это время Семёнов создал самое значительное
свое произведение — роман «Наталья Тарпова» (1927-28), посвященный борьбе в сознании человека
революционного времени искренних любовных переживаний и «трусливых дум о личном». Образ Натальи
Тарповой — «тип средней женщины-партийки» (Г.Горбачев) — наделен у Семёнова (в отличие от героинь
многочисленных комсомольских повестей 1920-х на т.н. «половую тему») художественной полнотой,
писательским волнением; ее понимание «свободы» чувств, ее любовь к инженеру Габруху отмечены
подлинным драматизмом. (Семёнов рисовал облик Натальи Тарповой с актрисы Натальи Болотовой,
ставшей женой Семёнова) Роман выдержал несколько изданий, был переведен на другие. языки,
инсценирован.
В середине 1920-х Семёнов был занят редактированием альманаха «Ковш», принимал участие в
организации «Издательства писателей в Ленинграде». В 1925 Семёнов написал повесть «Предварительная
могила» — отчасти автобиографическое произведение, где постепенно слабеющий здоровьем
(«испорченное правое легкое» под Кронштадтом) писатель попытался проанализировать собственную
жизненную позицию. В «Предварительной могиле» тяжело заболевший офицер царского флота решает
уединиться, отъединиться от людей; он удаляется работать смотрителем на маяке. Но, уйдя от людей,
герой не приобрел ни здоровья, ни душевных сил; одиночество превратилось для него в
«предварительную могилу». Работа над повестью словно прибавила сил Семёнову. Одержимый страстью
к путешествиям, он во время работы над 3-й частью романа «Наталья Тарпова» отправляется в Арктику (в
это время шло освоение Северного морского пути). В 1932 находится в составе команды ледокола
«Сибиряков», в 1933 — на «Челюскине», на ледоколе «Садко». Пишет очерки, статьи; несмотря на
заболевание легких, выполняет тяжелую физическую работу рядового члена экспедиции. По
возвращении в Ленинград публикует очерки об О.Ю.Шмидте, В.Ю.Визе, капитане В.Воронине и др. В 1933
выходит книга «Экспедиция на "Сибирякове"». Используя название стенной газеты, которая выпускалась
в арктической экспедиции, Семёнов пишет пьесу «Не сдадимся!» («народно-героическое представление в
4-х актах, 52 эпизодах»), которая шла на сценах нескольких театров.
Семёнов часто ездил в Пушкинские Горы, там писал «Наталью Тарпову»; в 1935-36 он становится
директором Пушкинского заповедника. В конце 1930-х Семёнов возглавлял
литературно-консультационную работу при Ленгосиздате. Несмотря на ухудшение здоровья, много
работал над прозой, в это время выходят его рассказы «В тумане», «Рекомендация», «Ревность» и др.
В первые дни Великой Отечественной войны вступает в народное ополчение, командует писательским
взводом ополченцев; редактирует дивизионную газету; Семёнов был введен в состав Политуправления
Ленинградского фронта. В эти дни пишет жене с фронта: «Относительно меня вопрос ясен: я —
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх