Семёнов Георгий Витальевич
|
Другие персоны с фамилией Семёнов
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 12.01 Кто родился в этот год 1931 |
[12.1.1931, Москва — 30.4.1992, Москва]
— прозаик.
Семёнов родился в семье коренных москвичей, от деда — мастера по дереву — унаследовал страсть к
рисованию и живописи. Весной 1941 эвакуирован вместе со школой в Рязанскую, а затем в Пермскую обл.
Позднее он вспоминал: «Жил в исконно уральском селе, в деревенской избе с русской печью, в которой мы
готовили себе еду, с полатями, на которых спали». Работает в поле, привыкает к крестьянскому труду.
После возвращения из эвакуации в Москву, окончив 7 классов, в 1946 поступает в
Художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), пишет стихи. Окончив училище в 1949 и
получив профессию лепщика-модельщика, работает в Иркутской обл., на строительстве Ангарска, затем в
Москве, участвуя в архитектурном оформлении фасадов московских зданий. Начинает, по его признанию,
«случайно» писать прозу.
С 1955 по 1960 учится в Литературном институте, занимаясь в семинаре у В.Г.Лидина.
В 1961 в журнале «Знамя» (№3) появляются в печати первые рассказы Семёнова, объединенные в цикл
«На Волге».
В 1962 Семёнова принимают в члены СП СССР.
Семёнов как новеллист начинал писать в русле «лирической прозы», продолжая традиции С.Аксакова,
М.Пришвина, а также традиции своих старших современников — Ю.Казакова, Ю.Нагибина, С.Антонова и
др. Его рассказам свойственны музыкальность, богатство стилевых оттенков. В них проявилось умение
писателя в сложных нюансах воспроизвести движение человеческой души, обозначить поэтическую
тайну, которая окружает все живое на земле. По собственному признанию писателя, «рассказ требует
особого напряжения таланта, какого-то мгновенного взрыва эмоций, колокольного какого-то звона в душе
творца, звук которого не долог, но так чист и прозрачен» (Семенов Г. Несколько слов о себе // Избранное.
М., 1983. С.7). В прозе Семёнова складывался особый тип рассказа, идеалом для которого являлась
чеховская «Степь», которую Семёнов считал «неправильным», т.к. рассказ представлял собой
«раскованную поэзию». Рассказ был связан с путешествием, встречами, в результате которых герой
открывал для себя мир природы и др. людей. Проблематика рассказов Семёнова достаточно
разнообразна. В новеллистике Семёнова звучали отголоски темы войны («Сорок четыре ночи», 1962;
«Довоенная кровать», 1963; «Луна звенит», 1964, и др.), отраженно возникала тема утраты человеком
своих деревенских корней («Приезд сына», 1964; «Весна», 1965; «Куковала кукушка», 1967; «Собака ни
при чем», 1967, и др.). Многие рассказы Семёнов были посвящены теме семьи, сложным человеческим
отношениям («Ласковые женщины», 1963; «Куша-веро» 1964; «Сим-сим», 1968, и др.), особый разряд
составляли рассказы об охоте и рыбалке, вершиной которых был рассказ «Самый красивый на свете
голавль» (1967). В прозе Семёнова 1960 - начала 1970-х преобладает субъективная форма повествования,
часто оно ведется от первого лица.
Г.Лебедев, рецензируя сборник Семёнова «Луна звенит», отметил своеобразный семёновский конфликт,
который будет постоянно рассматриваться с разных сторон на протяжении всего творчества. Он
выражался в противопоставлении здорового, сильного человека, «у которого ничто и нигде не болело,
которого ничего не тревожило и не приводило в уныние,— другому, у которого как раз все болит, в т.ч. и
душа, и которому требуется помощь» (Звезда. 1969. №1. С.214). Критика доброжелательно оценивала
прозу Семёнова, хотя не учитывала ее лирическое своеобразие, постоянно упрекая писателя в
«расплывчатости повествования», «неоправданности психологических ситуаций», бессюжетности,
излишней «нарядности» стиля. Это лирическое своеобразие поэт В.Цыбин связывал у Семёнова с
традицией поэмы, в которой «та же неравномерность в "распределении" художественных средств, то же
неторопливое внимание к отдельным жизненным событиям. Вовсе не вся биография, а та ее часть, что
порой скрыта даже от самого человека, интересует его» (Цыбин В. Для души человеческой. Послесл. //
Семёнов Г. К зиме, минуя осень. М., 1972. С.510).
В конце 1960-х — начале 1970-х Семёнов обращается к жанру повести, пытаясь перейти к более крупным
художественным обобщениям. Опубликованы повести «Кто он и откуда» (1968), «На дворе трава» (1969),
«К зиме, минуя осень» (1971), «Дней череда» (1972), «Сладок твой мед» (1974).
Особую роль в творческой эволюции Семёнова сыграла повесть «Уличные фонари» (1975). В основе ее
сюжета была история неудачной любви, в результате которой героиня остается в одиночестве, а герой
получает лишь суррогат семейного счастья. Анализ «человеческих ошибок» молодых людей
свидетельствовал о тонком, почти незаметном процессе коррозии человеческих отношений, наступавшем в
обществе. Семёнов — писатель деликатный, его выводы растворены в худож. ткани. Писатель был
уверен, что к истине «надо идти около явлений, потому что прямой путь — казалось бы, самый близкий —
в творчестве, наоборот, самый далекий и непродуктивный. Я говорю как будто ни о чем, а на самом деле
— о самом главном. Иду окольным путем к главному» (Советская Россия. 1985. 12 окт.). Семёнов
сознательно ограничивал художественное исследование рамками «частной жизни», считая, что этические
процессы нагляднее, ярче, неожиданнее проступают в сфере быта, где человеческое поведение не
регламентировано служебными правилами. Позиция Семёнова определенным образом эпатировала
официозную критику, призывавшую в 1970-е к обновлению «производственного романа» и возрождению
эпопеи.
С середины 1970-х в творчестве Семёнова («Уличные фонари»; «Вольная натаска», 1976; «Лошадь в
тумане», 1980, и др.) формируется тематика, связанная прежде всего с изображением Москвы,
московского уклада жизни, интеллигентной московской семьи, в которой удивительным образом
переплетаются старые традиции и новые (не всегда позитивные) тенденции. Герои Семёнова, никогда не
обладавшие однозначностью и прямолинейностью, приобретают особую сложность. Критикам не удается
разделить их на «положительных» и «отрицательных». Стиль Семёнова теряет свою монологическую
определенность, в нем возникают постоянные «перебивы» ритма, отражающие своеобразную
«запутанность» и хаотичность жизни, несущейся в потоке времени и истории. В романах и повестях
появляются авторские отступления, прямые обращения к читателю, усиливаются подтекстовые формы
анализа, углубляются принципы психологизма. «Когда я пишу большую вещь,— замечал Семёнов,— в
душе моей звучит целый оркестр, я мысленным взором вижу череду красочных картинок жизни, а в
момент, когда перестаю их видеть, как бы взмахиваю дирижерской палочкой и ставлю точку» (Несколько
слов о себе. С.7).
В рассказах этого времени преобладает объективная манера изложения. Появляется рассказ-хроника
(«Звезда английской школы», 1981), рассказ-притча («Фригийские васильки», 1977), рассказ-ситуация
(«Иглоукалывание», 1981; «Вальс», 1982) и др. Высоко оценивал дар рассказчика у С.В.Астафьев, считая,
что «культура современного рассказа во многом определяется его творчеством» (Наш современник. 1980.
№7. С.165).
С 1983 начинается новый этап в творчестве Семёнова. Он отмечен преобладанием крупных жанровых
форм, усилением иронического и трагедийного начала, резким изменением композиционных форм. В это
время появляется в печати роман «Городской пейзаж». В центре его — братья Луня шины, один из
которых — типичный для того времени «делец» и «доставала», а другой — безупречно честный
интеллигент, но утопивший свою жизнь в бесконечных разговорах и сомнениях. Их отношения, несмотря
на разные жизненные принципы, овеяны редкой среди мужчин доверчивостью, взаимопониманием и
добротой. Однако эта идиллия разрушается, ибо способности, направленные на прагматические цели, а
также ум, кипящий в бездействии, вступают в конфликт с живой жизнью. Роман проникнут печалью,
сожалением о растраченных впустую человеческих возможностях.
В 1986 выходят в свет повесть «Жасмин в тени забора» и роман «Ум лисицы». Они посвящены судьбе
современницы, пытающейся в сложном, запутанном мире отстоять свое право на личную судьбу. Семёнов
удалось, как никому другому из писателей его поколения, проникнуть в сложную психологию
эмансипированной женщины, воссоздать ее естественный и живой облик. Семёнов утверждал, что его
интересует «психология современной, эмансипированной женщины, которая, как говорится, не приведи
господь, утратит свои святые, чисто женские качества» (Несколько слов о себе. С.8). Героиню романа «Ум
лисицы» ничто не может удержать от бессмысленной погони за призраками, греховными удовольствиями,
эфемерным счастьем. Жестокая, мученическая смерть Марии — расплата за пренебрежение строгими
реалиями жизни, ее суровыми законами, вечными нравственными абсолютами. Даже ее уникальный дар —
не поддающийся логическому анализу «ум лисицы» — не может вывести ее к истине. Родовое призвание
женщины оказывается утраченным, задавленным стереотипами цивилизованного сознания, стремящегося
к удобству, легкости, удовольствиям. «Блага цивилизации, конечно, благо,— утверждал Семёнов,— но мы
приспособились с их помощью настолько ловко лепить мир отраженной реальности, что часто перестаем
замечать, как иллюзорность жизнеощущения делается второй нашей натурой».
В произведениях 1980-х (роман «Чертово колесо», 1988, и др.) Семёнов часто использует своеобразный
художественный прием — неожиданный, даже нарочитый «сюжетный поворот», слом, перебив действия.
Когда философско-психологическая ситуация становится достаточно проясненной и даже узнаваемой,
автор вдруг резко меняет спокойное течение событий, словно насильственно драматизирует судьбы своих
персонажей. Эта трагическая, как правило, перемена высвечивает новые, находящиеся на периферии
читательского внимания тенденции, заставляет по-новому обдумывать предложенные писателем
философские решения. Многие критики считали, что «сломы сюжета возникают у Семёнов
непреднамеренно, ибо нет скрепляющей идеи» (Степанян Е.— С.33). Других обескураживала
«надуманность» авторских решений (Михайлов А. Осторожно: интеллигенция // Литературное обозрение.
1987. №9. С.18).
После преждевременной смерти писателя появляется сборник «Путешествие души» (1993), куда вошел
последний роман Семёнова «Путешествие души» и лучшие рассказы предшествующих лет. В романе шла
речь о старом москвиче Василии Темлякове — «красавце и бравом ухажере, любимце женщин», который
уже на пороге иной жизни печально и равнодушно перебирает воспоминания, терзаясь только тем, «что он
прожил свою жизнь за счет кого-то из убиенных». На страницах романа возникала Москва — прекрасная и
трагическая столица России, к которой в последнем порыве тянулось сердце героя и автора. Она «шумела
и мерцала в слуховых и зрительных видениях, не давала покоя, мучая колокольными звонами и зыбкой
явью позолоченных куполов». Творчество Семёнова — блестящего мастера русской прозы, наследника
традиций А.Чехова и И.Бунина, тончайшего исследователя духовной жизни своих современников,
осталось недооцененным в истории литературы XX в.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх