AZ-libr.ру

информационный портал





Семёнов Юрий Иванович
[05.09.1929]

  Другие персоны с фамилией Семёнов
Другие персоны с именем Юрий
Кто родился в этот день 05.09
Кто родился в этот год 1929

       - специалист по философии истории, этнологии, истории первобытного общества, теории познания; кандидат философских наук, доктор исторических наук, профессор
       Род. в Свердловске.
       Окончил исторический факультет Красноярского педагогического института (1951), отделение философских курсов преподаватель общественных наук при Уральском университете (1952).
       С 1952 - старший преподаватель, доцент Красноярского педагогического института,
       с 1962 - заведующий кафедрой философии Рязянского медицинского института,
       с 1967 - профессор, с 1980 - заведующий, с 1984 - профессор кафедры философии Московского физико-технического института.
       В 1968-1970 - старший научный сотрудник сектора методологии истории Института всеобщей истории.
       С 1972 - старший, ведущий, главный научный сотрудник Института этнографии (с 1990 - институт этнологии и антропологии).
       Кандидатская диссертация - "Возникновение и основные этапы развития труда" (1956).
       В качестве докторской диссертации защищена монография "Возникновение человеческого общества" (Красноярск, 1962).
       Профессор по кафедре философии (1964).
       Семёнов создал свою концепцию социогенеза и предложил оригинальное решение проблем происхождения производства, социально-эконофмических и иных общественных отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Разработал схему эволюции семейно-брачных отношений, в которой в качестве ступеней выступают промискуитет, групповой дуально-родовой дислокальный брак и три последовательно сменяющиеся формы индивидуального брака.
       Предложил новую периодизацию первобытной истории. Особо была выделена эра становления человека и общества (праобщества и праистории), длившаяся 1,6 млн. лет. Оставшийся период был подразделен на эпохи раннего первобытного (первобытно-коммунистического), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) общества. Разработал теорию первобытной экономики и проследил логику развития социально-экономических отношений от стадии безраздельного господства первобытного коммунизма до зарождения политарного ("азиатского") способа производства.
       Выявил многообразие ранних форм эксплуатации и предложил свое решение проблемы становления частной собственности, классов и государства. Выделил 6 основных типов предклассового общества и показал многообразие путей и вариантов перехода к классовому обществу. Создал концепцию политарного ("восточного") общества, в частности, выделил два основных его вида и три его варианта. Разработал концепцию собственности вообще и частной собственности в особенности. Подразделил последнюю по одному признаку на полную и верховную, по другую - на персональную, групповую и общеклассовую.
       Разработал понятие "общественно-экономический уклад" и раскрыл его значение для анализа социально-экономического строя общества. Проанализировал понятие "производительные силы" и выявил еще два, кроме прогресса техники, способа повышения уровня их развития - темпоральный и демографический. Ввел в качестве историческоой и философско-исторической категорий понятия социоисторического организма (социора), геосоциальных и демосоциальных организмов, социорной системы, исторического гнезда, исторической арены, исторического центра и исторической периферии, мировой системы, центрального исторического пространства, исторические зоны, общественно-экономической параформации.
       Разработал концепцию межсоциорных связей в мировой истории, ввел ряд новых понятий (социорная индукция, супериоризация, латериализации-, ультрасупериоризации и др.). Создал глобально-формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории. Проанализировал развитие России в новейшее время, обосновал вывод, что после Октября 1917 в ней начался процесс становления общеклассовой частной собственности и политарного классообразования, который завершился возникновением неополитарного общества. Вскрыл исторические условия, сделавшие этот процесс неизбежным, показал роль неополитаризма в мировой истории.
       Развил теорию этноса и нации. Показал, что этносов в первобытную эпоху не было. Слово "народ" применительно к этому времени означает не этнос, а конгломерат демоциальных организмов с общими культурой и языком. Выявил, что нация не является одной из форм этнической общности. Индивидов, принадлежащих к одной нации, объединяет не культура, язык и этническое самосознание, как членов этноса, а наличие общего отечества. Нация, по Семёнову, есть явление не этническое, а прежде всего политическая. Разработал концепцию не только происхождения, но и эволюции религии. Последовательно возникающие формы первобытной религии - магия, оменализм и мантика, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм. Стадиями в развитии религии классического общества являются сервиологическими (традиционно-ритуальные) и сотериологические конфессии.
       В области теории познания занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творческого характера человеческого познания. Уточнил понятие детерминизма вообще, детерминизма в истории в частности.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:55:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"