Семёнова Светлана Григорьевна
|
Другие персоны с фамилией Семёнова
Другие персоны с именем Светлана Кто родился в этот день 23.08 Кто родился в этот год 1941 |
- специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму; доктор филологических наук.
Род. в Чите.
Окончила филологический факультет МГУ (1964), аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького (1970).
Работала преподаватель французского языка в Военном институте иностранных языков (1965-1968 и 1970-1974),
заведующий кафедрой иностранных языков Литературного института им. А.М.Горького (1974-1978).
С 1988 работает в институте мировой литературы АН СССР (РАН),
с 1998 - главный научный сотрудник.
Кандидатская диссертация - "Философский роман Ж.-П.Сартра и А.Камю ("Тошнота" и "Посторонний")" (1974).
Докторская диссертация - "Космическое в русской литературе XX века" (1992).
В круг научных интересов Семёновой входят проблемы и темы: философская антропология; аксиология и иммортология; жизнь, смерть и бессмертие; ноосфера; космическая философия; философия и религия; философия и литература; русская идея; экзистенциональное сознание в западноевропейской и русской философии.
Семёнова разработала концепцию активно-эволюционной, ноосферной и активно-христианской мысли, двух ветвей целого течения русской мысли конца XIX - начала XX в., часто объединяемых в понятие "русский космизм". Развила идею "активной эволюции" как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого религиозным идеалом, разумом и нравственным чувством; ввела понятия "ноосфера как реальность" (вся хозяйственная, культурная деятельность человечества на земной планете) и "ноосфера как идеал" (будущий преображенный, бессмертный порядок бытия, Царствие Небесное).
В контексте согласованной религиозной и научной картины мира Семёнова углубляет ряд представлений мыслителей русского религиозного возрождения (Н.Федоров, Вл.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев, Г.Федотов): об активной творческой эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное преображение; об условности апокалиптических пророчеств, понятых лишь как угроза, а не фатальный приговор; об истории как "работе спасения", о богочеловечестве, о сотрудничестве Божественных и человеческих энергий в деле обожения мира, о призвании человечества стать активным орудием исполнения воли Божьей в творении, о проблеме, всеобщего спасения, идущей из времен ранней христианской мысли - от Оригена и св. Григория Нисского.
На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия) Семёнова по-новому ставит проблему "человек и природа", противопоставляя здесь ноосферные установки русского космизма ряду положений экософии, нового экологического сознания с их пафосом свертывания человечества, сокращения его численности, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность.
Семёнова развивает идеи Н.Федорова о регуляции как внешней природы, так и внутренней, самого человека (психофизиологическая регуляция), имманентном воскрешении и преображении, трансформации эротической энергии.
Одно из направлений работы Семёновой связано с изучением русской литературы XIX-XX вв. в философском ракурсе, как национально-характерной формы философского постижения реальности мира и человека.
На пороге двухтысячелетнего юбилея христианства Семёнова закончила большое исследование Четвероевангелия, в котором ставила целью соединить святоотеческую традицию евангельской экзегетики с активно-христианским взглядом русской религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий, жестов, слов священной истории.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх