Семичев Евгений Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Семичев
Другие персоны с именем Евгений Кто родился в этот день 05.11 Кто родился в этот год 1952 |
[5.11.1952, г. Новокуйбышевск Самарской обл.]
— поэт.
Выходец из рабочей семьи, Семичев после школы-десятилетки окончил Куйбышевский
государственный институт культуры (1971). Преподавал в Самаре, был директором
новокуйбышевского Дворца культуры.
Впервые стихи Семичева опубликованы в 1969 в газете «Знамя коммунизма»
(Новокуйбышевск). В 1991 в Самаре вышла его первая книга стихов «Заповедный
кордон», стихи Семичева постоянно публикуются в центральных и региональных
газетах, журналах, альманахах.
В 1995 Семичев был принят в СП России и стал слушателем Высших литературных
курсов при Литературном институте им. А.М.Горького (семинар Ю.П.Кузнецова).
«Есть такое явление в современной поэзии — Евгений Семичев,— писала критик
М.Переяслова в рецензии на книгу «Российский развилок».— У поэта свой голос,
неповторимый язык, поэтому его творчество не спутаешь ни с чьим другим...
Внешняя непритязательность поэтической формы, помноженная на глубину и
подлинность душевных чувств, позволяет творчеству Семичева быть как бы и
социальной философией» (Переяслова М.— С.45 ).
Семичев считает себя приверженцем классической линии русской поэзии — Пушкина,
Тютчева, Блока. И.Никульшин полагает, что Семичев продолжает некрасовские
традиции, обращаясь к жизни простого человека, к заветам народного бытия. Стихи
его «отличаются от пустых стихотворных поделок обостренным чувством
справедливости, честностью взгляда на жизнь, пристальным вниманием к самым,
казалось бы неприглядным непоэтическим сторонам нашего быта» (Никульшин И. Три
голоса, три чистых звука // Российский писатель. 2003. №7. С.16). По мнению
В.Лютого, Семичев — «русский песнопевец», поющий «на русском языке о русской
беде, о русском счастье, что случилось под русским небом» (Лютый В.- С.62).
Первое впечатление литературной незатейливости стихов Семичев при более
внимательном чтении исчезает, и становится заметно, как мастерски организована
та или иная авторская художественная «постройка», как легко поэт владеет
историческим материалом, какие духовно весомые знаки естественно пронизывают
его строки. Творческая свобода сплавлена интонационно с разговорностью, идущей
от доверия к собеседнику и готовности поверить ему свою тайну. Семичев жалеет
все земное, чужое страдание причиняет ему боль, его душа радуется малой
черточке человечьего быта. Именно из такого начала, чутко-внимательного,
исполненного высокой жалости, происходят строки: «И бабы плачут. Бабы горько
плачут, / Хотя и песня эта о любви. /Ив фартуки залатанные прячут / Мозолистые
рученьки свои».
Разлад земли и неба — один из главных конфликтов в поэзии Семичева. При этом
акцент у поэта не в упреке смертного человека небесам. Здесь дело в его любви к
земному миру как творению Божьему, в сердечной жалости ко всякой боли и всякому
горю, в умилении образом человека и в редкостном умении почувствовать тепло
земной человеческой жизни. Примечательна художественная легкость, с которой у
Семичева простые, обиходные вещи сочетаются с небесной предметикой. Отлетевшая
в небо душа поэта превратится в снег, который будет лежать на облаке: «И дядя
Жора — местный дворник, / Ушедший до меня во мглу, / Порядка истовый поборник,
/ Возьмет лопату и метлу. / Он снег развеет по России, / Как веют манную крупу,
/ Чтобы архангелы босые / Не приморозили стопу» («Как ты хотела», 1995).
В программном для Семичева стихотворении «Поэт» (1994) с: неба на землю
спускается «усталый, угрюмый, хмельной, / Присыпанный пылью небесной, /
Забрызганный грязью земной. / Небритый, потертый, помятый, / Проклявший себя и
свой век, / Такой никому непонятный / Упрямый шальной человек». По стихотворной
лестнице, ведущей «на горестный свет», отказавшись от заоблачного нравоучения,
поэт идет к людям и «машет приветливо шапкой». Кажущаяся фамильярность в
отношении небес пропадает, если под «небом» понимать не духовную твердь, а небо
искусства, своего рода творческий Олимп.
В стихах Семичева все предметы мира взаимосвязаны. Это мировоззренческое
качество, и оно свидетельствует о целостности мировосприятия поэта. Вполне
показательно раннее стихотворение Семичева «Собаке снится речка, не иначе...»
(1991). У спящей собаки, подобно речной волне, вздымается ровно дышащая грудь.
«А лодке снится, что она собака, / Прикованная к берегу реки. / И вздрагивают
волны среди мрака, / Как вздрагивают спящие щенки. / А человеку снится: гибнут
люди. / И нету сил скрываться взаперти. / И человек встает, собаку будит, /
Спускает лодку на воду с цепи. / И человек, собака, лодка, речка / В ночной и
неспокойной тишине / Плывут куда-то по стремнине млечной...»
Едва ли не каждое стих, поэта содержит зримую и нравственно окрашенную эмблему.
Это и солнечный вешний свет, и волшебный и тревожный свет зари, и небесный
свет, льющийся на землю, кажется, отовсюду, и заветный вечерний свет окна
возлюбленной. Но более всего — это мистический свет, который ведет человека по
жизни, озаряет битвы, грозно высверкивает на пороге бытия.
В лирике Семичева русский грешник, сознающий свое недостоинство, вопрошает о
других, в отличие от библейского Иова, который просил Бога объяснить свою
участь. У Семичева самоотвержение грешника и самопожертвование, свойственное
праведнику, стоят рядом — в этом отличие художественной и нравственной позиции
поэта от монологической практики большинства современных писателей.
Три образа составляют художественную базу поэзии Семичева: детство — дом —
Родина. Детство для поэта — безгрешно. Мысль о ребенке, на котором держится
мир, владела лучшими отечественными писателями и наиболее ярко проявилась у
Достоевского. Семичев в свою очередь рисует символ современной российской
жизни: русское дитя с тяжким крестом на хрупких плечах. «Колышатся дымы / Над
кровлями избенок. / Народу тьмы и тьмы... / ...А крест несет ребенок!»
(«Крестный ход», 1994). Память о детстве позволяет поэту нравственно судить
жизнь и выявлять, выводить в слова изначальный разрыв между правдой и ложью,
геройством и предательством, любовью и ненавистью.
Понятие дома для Семичева значительно шире вполне конкретного представления о
домике, где прошло детство. Каждая примета отсылает к маленькой истории со
своими персонажами, характерами, испытаниями и впечатлениями. Таковы
стихотворения «Холодец» (1994), «Артист» (1994), «Подвал» (1994), «Слово»
(1995), «Лучшие дурочки мира...» (2002), в которых на фоне простоты
стихотворной речи особенно примечательна не домашность картины, но «дворовость»
— от двора, в котором умещаются все детские представления о мире.
Четкий абрис дома постепенно врастает в понятие Родины. Семичев окликает
материнскую землю ее поэтическим образом: слуховым, зримым, осязательным,
родово-памятным, и читатель, впитывая семичевские строки, проникается горячим
чувством узнавания родного. В стихотворении «Прощайте друзья! Расставаться
пора...» (1999) поэт выбирает Священную Русь, отказываясь принять «звонкое
завтра» — в нем нет любви, нет памяти, нет сострадания. Обращаясь к друзьям
детства, он говорит: «Вы выбрали свет и свободу. / А я с разоренной страной
остаюсь, / Мой Китеж уходит под воду. / Я вас никогда не смогу разлюбить, /
Куда б далеко ни уплыли. / И буду в затопленный колокол бить, / Чтоб вы не
забыли, кем были». Поэт верит в Промысел, в то, что однажды «в суете
канительной / Сверкнет православного Китежа крест, / Как Родины крестик
нательный. / И Китеж всплывет из былинных глубин, / Взметнув Светлояровы воды.
/ И скажет: «Я тоже свободу любил, / Но Родина выше свободы!»
Сегодня, пожалуй, ни у кого из русских поэтов голос, поющий Родину, не звучит
столь самозабвенно, как у Семичева. Многие пишут на эту тему часто и с болью.
Но никто — с таким неизменяемым постоянством, с таким чувством незаживающей
раны, с такой художественной убедительностью, внутри которой простота речи
естественно сливается с духовной глубиной.
Семичев — лауреат премий журнала «Наш современник» (1999, 2002), Всероссийской
премии «Новая русская книга» (2002).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх