Селитренников Андрей Митрофанович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Селитренников 
 Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот год 1963  | 
      
[1882; Кутаиси — 23.11.1957, Ницца]  
      
— прозаик, драматург. 
      
Детство Ренникова прошло на Кавказе, в Вотуме, затем в Тифлисе. Ренников мечтал 
стать музыкантом, играл на скрипке, занимался теорией музыки. После окончания 
классической гимназии в Тифлисе поступил в Новороссийский университет в Одессе, 
где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты. В 1907 
Ренников получил золотую медаль за сочинение «Система философии В.Вундта», был 
оставлен на кафедре, готовился к профессорскому званию. Однако новое 
пристрастие вторично изменило жизнь Ренникова — он сменил науку на 
журналистику. 
      
К сотрудничеству в прессе Ренников пристрастился в студенческие годы. В 1906 — 
рецензия на книгу В.Брюсова «Stephanos» (Одесский листок. 1 янв.), публиковал и 
другие материалы. Оставив университет, Ренников стал постоянным сотрудником 
этой газеты. В 1911 Ренников выпустил в Петербурге тиражом 500 экземпляров 
книгу «Стихотворения и заметки». Одновременно в Одессе вышел сборник Ренников 
«Спириты и другие юмористические рассказы». 
      
В 1912 Ренников переехал в Петербург, где стал сотрудником суворинской газеты 
«Новое время»: это придало Ренников устойчивый негативный образ в глазах 
литературной общественности, поскольку либеральная русская интеллигенция 
чрезвычайно отрицательно относилась к этому «черносотенному» изданию. Помимо 
фельетонов, рассказов и очерков, напечатанных в «Новом времени», Ренников в 
1910-е издал несколько книг — «Сеятели вечности» (1912), сатирический роман 
«Тихая заводь» (1914), «Золото Рейна. О немцах в России» (1915), «В стране 
чудес: правда о прибалтийских немцах» (1915), очерки «Самостийные украинцы» 
1915), сборник рассказов «Лунная дорога» 1916), социальный роман «Разденься, 
человек» (1917) и др. Все это тем не менее не придало Ренникову статуса 
беллетриста в глазах литераторов, и, сообщая о нем в рубрике «Судьба и работы 
русских писателей, ученых и журналистов», берлинский журнал «Новая русская 
книга» назвал Ренникова «фельетонистом газеты "Новое время"» (1922. №7. С.33). 
      
Революцию и большевиков Ренников категорически не принял, включился в 
контрреволюционную деятельность, редактировал добровольческую газету «Заря 
России», а в марте 1920 из Новороссийска эмигрировал в Белград, помогал там в 
воссоздании «Нового времени» и продолжал оставаться активным сотрудником этой 
газеты в 1921-26. Затем, переехав в Париж, Ренников предпринял немалые усилия 
для того, чтобы перенести издание «Нового времени» во Францию, что, впрочем, 
завершилось неудачей. 
      
В Белграде Ренников написал романы «Туши живые» (1925), «За тридевять земель» 
(1926), рассказывающие о судьбе эмигрантов, писал пьесы — «Тамо далеко» (1922), 
«Галлиполи» (1925), комедию «Беженцы всех стран» (1925). 7 комедий Ренникова 
были изданы в 1931 в Париже, в 1934 в Харбине вышла его пьеса «Борис и Глеб». 
Драматические произведения Ренникова ставились на русской сцене в Сербии, 
Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Китае, Финляндии, но он продолжал 
оставаться беллетристом. 
      
Неприятие большевиков, попытки предсказать, чем окончатся их социальные 
эксперименты, побудили Ренникова на создание произведений-антиутопий. В 1925 он 
написал «роман будущего» «Диктатор мира», действие которого разворачивается в 
1950 в Германской Демократической Республике, а затем переносится в Россию, где 
уже восстановилась монархия и вернувшиеся домой эмигранты наконец-то обрели 
душевный покой. Этой же теме посвящены и некоторые рассказы Ренникова из 
сборника «Незваные варяги» (1929) — в частности, «Русский интернационал» и 
«Будущие городничие», повествующие о приехавших на родину после свержения 
большевиков эмигрантах. Один из бывших эмигрантов, назначенный губернатором, 
показывает сапожнику, как надо шить сапоги, дает водителю трамвая технические 
советы, а продавца газет учит выкрикивать «ходкие» новости. При наличии в 
рассказах Ренникова живого юмора от повествования все же веет грустью и 
безнадежностью. 
      
Переехав в 1926 из Белграда в Париж и расставшись таким образом с «Новым 
временем», Ренников связал свою судьбу с газетой (после Второй мировой войны 
ставшей журналом) «Возрождение» и сотрудничал в этом издании до конца жизни, 
помещая там рассказы, статьи и очерки о жизни, работе и отдыхе русских 
эмигрантов. Не оставлял Ренников в эти годы и крупные жанры. В 1930 вышел его 
роман о русских беженцах «Жизнь играет», затем Ренников написал детективный 
роман «Зеленые дьяволы» (1937), а после войны — «Кавказская рапсодия» (1952). 
      
В последние годы жизни Ренников опубликовал в нескольких номерах «Возрождения» 
«психологические этюды» (1955), статью о русском языке «Могучий язык» (1955), 
рассказы «Крейцерова соната» (1955) и «Клюквенный квас» (1956). Но основное 
внимание на закате жизни Ренников уделил своим мемуарам.  
      
В 1954 в Нью-Йорке вышла книга Ренников «Минувшие дни», в которой с 
ностальгической теплотой он вспоминал, в частности, о своей работе в «Новом 
времени»; в одной из рецензий отмечалось: «Книга, несмотря ни на что, веселая, 
талантливая, острая, и жалеешь, когда подходишь к ее концу» (Возрождение. 1955. 
№39. С.133-135). Публикация «Минувших дней» продолжилась в журнале 
«Возрождение» (1955), а затем там же появились и другие мемуары Ренникова: 
«Гимназические воспоминания» (1955-56), «Первые годы эмиграции» (1957). 
      
Длившаяся несколько десятилетий весьма плодотворная творческая деятельность 
Ренникова до сих пор, по существу, осталась неоцененной.
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх