Селитренников Андрей Митрофанович
|
Другие персоны с фамилией Селитренников
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот год 1963 |
[1882; Кутаиси — 23.11.1957, Ницца]
— прозаик, драматург.
Детство Ренникова прошло на Кавказе, в Вотуме, затем в Тифлисе. Ренников мечтал
стать музыкантом, играл на скрипке, занимался теорией музыки. После окончания
классической гимназии в Тифлисе поступил в Новороссийский университет в Одессе,
где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты. В 1907
Ренников получил золотую медаль за сочинение «Система философии В.Вундта», был
оставлен на кафедре, готовился к профессорскому званию. Однако новое
пристрастие вторично изменило жизнь Ренникова — он сменил науку на
журналистику.
К сотрудничеству в прессе Ренников пристрастился в студенческие годы. В 1906 —
рецензия на книгу В.Брюсова «Stephanos» (Одесский листок. 1 янв.), публиковал и
другие материалы. Оставив университет, Ренников стал постоянным сотрудником
этой газеты. В 1911 Ренников выпустил в Петербурге тиражом 500 экземпляров
книгу «Стихотворения и заметки». Одновременно в Одессе вышел сборник Ренников
«Спириты и другие юмористические рассказы».
В 1912 Ренников переехал в Петербург, где стал сотрудником суворинской газеты
«Новое время»: это придало Ренников устойчивый негативный образ в глазах
литературной общественности, поскольку либеральная русская интеллигенция
чрезвычайно отрицательно относилась к этому «черносотенному» изданию. Помимо
фельетонов, рассказов и очерков, напечатанных в «Новом времени», Ренников в
1910-е издал несколько книг — «Сеятели вечности» (1912), сатирический роман
«Тихая заводь» (1914), «Золото Рейна. О немцах в России» (1915), «В стране
чудес: правда о прибалтийских немцах» (1915), очерки «Самостийные украинцы»
1915), сборник рассказов «Лунная дорога» 1916), социальный роман «Разденься,
человек» (1917) и др. Все это тем не менее не придало Ренникову статуса
беллетриста в глазах литераторов, и, сообщая о нем в рубрике «Судьба и работы
русских писателей, ученых и журналистов», берлинский журнал «Новая русская
книга» назвал Ренникова «фельетонистом газеты "Новое время"» (1922. №7. С.33).
Революцию и большевиков Ренников категорически не принял, включился в
контрреволюционную деятельность, редактировал добровольческую газету «Заря
России», а в марте 1920 из Новороссийска эмигрировал в Белград, помогал там в
воссоздании «Нового времени» и продолжал оставаться активным сотрудником этой
газеты в 1921-26. Затем, переехав в Париж, Ренников предпринял немалые усилия
для того, чтобы перенести издание «Нового времени» во Францию, что, впрочем,
завершилось неудачей.
В Белграде Ренников написал романы «Туши живые» (1925), «За тридевять земель»
(1926), рассказывающие о судьбе эмигрантов, писал пьесы — «Тамо далеко» (1922),
«Галлиполи» (1925), комедию «Беженцы всех стран» (1925). 7 комедий Ренникова
были изданы в 1931 в Париже, в 1934 в Харбине вышла его пьеса «Борис и Глеб».
Драматические произведения Ренникова ставились на русской сцене в Сербии,
Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Китае, Финляндии, но он продолжал
оставаться беллетристом.
Неприятие большевиков, попытки предсказать, чем окончатся их социальные
эксперименты, побудили Ренникова на создание произведений-антиутопий. В 1925 он
написал «роман будущего» «Диктатор мира», действие которого разворачивается в
1950 в Германской Демократической Республике, а затем переносится в Россию, где
уже восстановилась монархия и вернувшиеся домой эмигранты наконец-то обрели
душевный покой. Этой же теме посвящены и некоторые рассказы Ренникова из
сборника «Незваные варяги» (1929) — в частности, «Русский интернационал» и
«Будущие городничие», повествующие о приехавших на родину после свержения
большевиков эмигрантах. Один из бывших эмигрантов, назначенный губернатором,
показывает сапожнику, как надо шить сапоги, дает водителю трамвая технические
советы, а продавца газет учит выкрикивать «ходкие» новости. При наличии в
рассказах Ренникова живого юмора от повествования все же веет грустью и
безнадежностью.
Переехав в 1926 из Белграда в Париж и расставшись таким образом с «Новым
временем», Ренников связал свою судьбу с газетой (после Второй мировой войны
ставшей журналом) «Возрождение» и сотрудничал в этом издании до конца жизни,
помещая там рассказы, статьи и очерки о жизни, работе и отдыхе русских
эмигрантов. Не оставлял Ренников в эти годы и крупные жанры. В 1930 вышел его
роман о русских беженцах «Жизнь играет», затем Ренников написал детективный
роман «Зеленые дьяволы» (1937), а после войны — «Кавказская рапсодия» (1952).
В последние годы жизни Ренников опубликовал в нескольких номерах «Возрождения»
«психологические этюды» (1955), статью о русском языке «Могучий язык» (1955),
рассказы «Крейцерова соната» (1955) и «Клюквенный квас» (1956). Но основное
внимание на закате жизни Ренников уделил своим мемуарам.
В 1954 в Нью-Йорке вышла книга Ренников «Минувшие дни», в которой с
ностальгической теплотой он вспоминал, в частности, о своей работе в «Новом
времени»; в одной из рецензий отмечалось: «Книга, несмотря ни на что, веселая,
талантливая, острая, и жалеешь, когда подходишь к ее концу» (Возрождение. 1955.
№39. С.133-135). Публикация «Минувших дней» продолжилась в журнале
«Возрождение» (1955), а затем там же появились и другие мемуары Ренникова:
«Гимназические воспоминания» (1955-56), «Первые годы эмиграции» (1957).
Длившаяся несколько десятилетий весьма плодотворная творческая деятельность
Ренникова до сих пор, по существу, осталась неоцененной.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх