Сельвинский Илья Львович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Сельвинский 
 Другие персоны с именем Илья Кто родился в этот день 24.10 Кто родился в этот год 1899  | 
      
[12(24).10.1899, Симферополь — 22.3.1968, Москва] 
      
 — поэт, драматург, прозаик. 
      
Родился в семье меховщика. После событий 1905, разгула реакции и погромов мать Сельвинского увезла 
трех дочерей и сына в Константинополь. В Турции Сельвинский учился во французской и арабской школах. 
После возвращения семьи в Крым жизнь была трудна, полна лишений, отец вернулся с войны инвалидом, 
часто болел, потом разорился, симферопольский дом пришлось продать, семья переехала в Евпаторию. 
Сельвинский поступил в городское училище, затем в гимназию. Гимназист вынужден был заниматься 
случайными заработками, но вместе с тем шло познание жизни поэтом не без привкуса романтики: одно 
лето плавал юнгой на шхуне вдоль Крымско-Кавказского побережья, а осенью обычно шел на лов кефали 
под Тарханкутский маяк. 
      
Когда на Украину вторглись немецкие оккупанты, Сельвинский вступил в красногвардейский отряд, был 
ранен и тяжело контужен. Вскоре вновь сел за ученическую парту — гимназия была еще не окончена. 
Затем был вынужден перейти на нелегальное положение — его разыскивали как участника боев на 
Перекопе и автора красноармейской песни. Евпаторию вынужден был оставить. В Севастополе устроился 
грузчиком в порту, был опознан, арестован и посажен в тюрьму («Я в этом городе сидел в тюрьме. / Мой 
каземат — четыре на три»). 
      
В 1919 в Симферополе поступает в Таврический университет. Был репортером уголовной хроники, актером 
театра «Гротеск», сельскохозяйственным рабочим, инструктором плавания и др. Затем переезжает в 
Москву, где продолжает учебу в университете. Богатство жизненных впечатлений содействует 
творческой активности. П.Антокольский вспоминал: «Поэт смелый до дерзости и безрассудства — таким 
было первое впечатление от молодого Сельвинского» (Литературная газета. 1960. 24 окт.). Современники 
подчеркивают широту творческих интересов Сельвинского — лирика, эпос, драматургия, проза, теория 
поэзии, педагогика, активная общественно-воспитательная работа с молодыми авторами. Но о главном 
сам Сельвинский сказал так: «Когда меня спрашивают, о чем я пишу, мне всегда хочется ответить: "О 
смысле жизни"...» (Театр и драматургия. 1935. №10. С.12). 
      
В Москве Сельвинский стал председателем Литературного центра конструктивистов, в 1924 закончил 
эпопею «Улялаевщина», в 1926 — стихотворную повесть «Записки поэта».  
      
В 1923 оканчивает факультет общественных наук 1-го Московского университета, в 1929 едет 
инструктором по пушнине в Киргизию. Изданный в 1929 «Пушторг» явился первым советским романом в 
стихах. Тема романа — борьба идейности и карьеризма, участие интеллигенции в послереволюционном 
строительстве, сатирическое осмеяние приспособленчества. В основе сюжета столкновение между 
директором акционерного общества «Пушторг» Полуяровым и его заместителем Кролем, мещанином с 
партбилетом. Обуреваемый амбициями приспособленец Кроль выписан автором поистине с сатирической 
яростью. Окончив только 2 класса начального училища, Кроль благодаря революции «вышел в люди», 
работал в ЧК, был комиссаром отряда, вышел в хозяйственники. Он невежда, но он «дурак с интонацией 
хитреца», он щеголяет своей малограмотностью как неким пролетарским дипломом. Автор обобщенно 
разоблачает «кролевщину» как социальное зло приспособленчества, мимикрии, двурушничества. 
      
В 1928 Сельвинский пишет пьесу «Командарм-2» — ее ставит Вс.Мейерхольд.  
      
В 1930-32 работает сварщиком на Электрозаводе, был там также бригадиром литбригады, работником 
парткабинета, изучил производство электрических ламп. Стремление всесторонне изучить жизнь страны 
ведет его как уполномоченного Союзпушнины на Камчатку, затем в качестве корреспондента «Правды» 
он участвует в походе ледокола «Челюскин» (1933). На борту «Челюскина» была закончена пьеса «Умка 
— Белый медведь», в которой автор поднял тему интернационализма, развития малых народов. 
Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт услышал в пьесе «изумительные по мастерству и силе стихи» 
(Комсомольская правда. 1935. 14 февр.). Пьеса была сразу же после возвращения автора поставлена в 
Москве и Ленинграде и оценена как одно из «крупнейших явлений советской поэзии последних лет» 
(Литературный Ленинград. 1936. 14 февр.). Впечатлениями от похода «Челюскина» были навеяны эпопея 
«Челюскиниана» и роман «Арктика». В этих произведениях воплощены многолетние раздумья о смысле 
жизни, о личности и обществе, об индивидуальности и индивидуализме. В центре поэмы «Челюскиниана» 
(опубл. в 1937-38) — образ академика О.Ю.Шмидта. Поэму автор переработал в роман «Арктика»; начатый 
в 1934, он был опубликован в 1957. В обоих произведениях мы видим симфонию арктических красок, 
философичное осмысление современности. 
      
Творчество Сельвинского 1920-30-х отличается большим разнообразием — поэма («Улялаевщина»), пьеса 
(«Командарм-2»), роман («Пушторг»), философская драма («Пао-Пао»), очерковый жанр 
(«Электрозаводская газета»), лирика («Тихоокеанские стихи»). Тематику расширил цикл «Зарубежное» — 
Сельвинский побывал в Польше, Австрии, Германии, Франции, Японии. Пьесой об Иване Болотникове 
«Рыцарь Иоанн» (1937) Сельвинский начал разработку жанра исторической трагедии в стихах. В 1940 
написана лирическая трагедия «Бабек» («Орла на плече носящий»), в которой запечатлен образ героя 
азербайджанского народа Бабека в его борьбе с арабскими угнетателями. На протяжении 15 лет 
Сельвинский создавал трилогию «Россия». В этом драматическом эпосе отражены постоянно волновавшие 
автора раздумья об исторических судьбах России. 1-я часть трилогии «Ливонская война» была начата в 
1941, закончена в 1944, война усилила патриотический пафос произведения, здесь речь шла о победе над 
феодальной разобщенностью. 
      
С первых дней Беликой Отечественной войны Сельвинский уезжает на Южный фронт, участвует в 
обороне Крыма невдалеке от тех мест, где был ранен в Гражданскую войну. С авг. 1941 до янв. 1942 был 
военным корреспондентом газеты 51-й отдельной армии Крымского фронта «Сын отечества», сам ходил с 
бойцами в атаку. Сотрудничает в газете Северо-Кавказского фронта «Вперед к победе!», попадает в 
Севастополь. Оттуда на эсминце уходит в Керчь и принимает участие в керченско-феодосийском десанте, 
который был высажен с кубанского берега в дек. 1941. У Багеровского рва под Керчью, где фашисты 
расстреляли мирных жителей, Сельвинский написал ставшее знаменитым стихотворение «Я это видел!»: 
«Нет! Об этом нельзя словами... / Тут надо рычать! Рыдать) / Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме, / 
Заржавленной, как руда». Стих, было напечатано в виде листовок и сбрасывалось с самолетов, 
вдохновляя наших бойцов призывом к борьбе. Доктор Геббельс из Берлина обрушился на Сельвинского по 
радио, сообщив, что третий рейх приготовил веревку специально для него. Но поэт рвался на передний 
край, фронтовики вспоминают: «Сколько раз мы сдерживали Илью Львовича, берегли его, но он нередко 
ухитрялся проникать на передовую, в траншеи и землянки солдат...» (О Сельвинском. С.104). 
      
Завершив в 1944 1-ю часть трилогии «Россия», Сельвинский работает в газете 1-й ударной армии 2-го 
Прибалтийского фронта «На разгром врага». Главной темой становится тема любви к родине, он пишет 
ряд стихов и микропоэм («Аджи-Мушкай», «Баллада о ленинизме» и др.). Вспоминая об освобождении 
Севастополя, Сельвинский писал: «И тут я понял, что лирика и родина — одно». Военная тема была 
продолжена в изданной в 1947 книге «Крым, Кавказ, Кубань». В том же году была написана первая 
трагедия на тему об атомном веке — философская пьеса «Читая Фауста». В 1949 закончена 2-я часть 
трилогии «Россия» — «От Полтавы до Гангута», это оптимистическая трагедия, ее пафос в осуществлении 
давней мечты о выходе России к морю. Образ Петра I в трагедии овеян пушкинским обаянием. Оптимизмом 
пронизана и последняя часть трилогии — пьеса в стихах «Большой Кирилл», здесь уже эпоха Октябрьской 
революции. «Основной труд жизни» — трилогия «Россия», воплотившая идею величия России, была 
завершена в 1957. В 1962 вышла книга Сельвинского «Студия стиха», в 1966 написан роман-исповедь «О, 
юность моя!». 
      
Продолжалась работа над пьесой «Человек выше своей судьбы» (1962), затем была написана лирическая 
трагедия «Царевна-Лебедь» (опубл. в 1968). Сельвинский углубленно трудился над сводом русских былин 
«Три богатыря». Увлеченно преподавал в Литературном институте им. М.Горького. «Сельвинский работал 
с нами по-настоящему»,— вспоминал Расул Гамзатов (Вопросы литературы. 1970. №2. С.177). На 
встретивших Сельвинского незадолго перед его кончиной он произвел впечатление человека, вышедшего 
на далекую прогулку...
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх