Сельвинский Илья Львович
|
Другие персоны с фамилией Сельвинский
Другие персоны с именем Илья Кто родился в этот день 24.10 Кто родился в этот год 1899 |
[12(24).10.1899, Симферополь — 22.3.1968, Москва]
— поэт, драматург, прозаик.
Родился в семье меховщика. После событий 1905, разгула реакции и погромов мать Сельвинского увезла
трех дочерей и сына в Константинополь. В Турции Сельвинский учился во французской и арабской школах.
После возвращения семьи в Крым жизнь была трудна, полна лишений, отец вернулся с войны инвалидом,
часто болел, потом разорился, симферопольский дом пришлось продать, семья переехала в Евпаторию.
Сельвинский поступил в городское училище, затем в гимназию. Гимназист вынужден был заниматься
случайными заработками, но вместе с тем шло познание жизни поэтом не без привкуса романтики: одно
лето плавал юнгой на шхуне вдоль Крымско-Кавказского побережья, а осенью обычно шел на лов кефали
под Тарханкутский маяк.
Когда на Украину вторглись немецкие оккупанты, Сельвинский вступил в красногвардейский отряд, был
ранен и тяжело контужен. Вскоре вновь сел за ученическую парту — гимназия была еще не окончена.
Затем был вынужден перейти на нелегальное положение — его разыскивали как участника боев на
Перекопе и автора красноармейской песни. Евпаторию вынужден был оставить. В Севастополе устроился
грузчиком в порту, был опознан, арестован и посажен в тюрьму («Я в этом городе сидел в тюрьме. / Мой
каземат — четыре на три»).
В 1919 в Симферополе поступает в Таврический университет. Был репортером уголовной хроники, актером
театра «Гротеск», сельскохозяйственным рабочим, инструктором плавания и др. Затем переезжает в
Москву, где продолжает учебу в университете. Богатство жизненных впечатлений содействует
творческой активности. П.Антокольский вспоминал: «Поэт смелый до дерзости и безрассудства — таким
было первое впечатление от молодого Сельвинского» (Литературная газета. 1960. 24 окт.). Современники
подчеркивают широту творческих интересов Сельвинского — лирика, эпос, драматургия, проза, теория
поэзии, педагогика, активная общественно-воспитательная работа с молодыми авторами. Но о главном
сам Сельвинский сказал так: «Когда меня спрашивают, о чем я пишу, мне всегда хочется ответить: "О
смысле жизни"...» (Театр и драматургия. 1935. №10. С.12).
В Москве Сельвинский стал председателем Литературного центра конструктивистов, в 1924 закончил
эпопею «Улялаевщина», в 1926 — стихотворную повесть «Записки поэта».
В 1923 оканчивает факультет общественных наук 1-го Московского университета, в 1929 едет
инструктором по пушнине в Киргизию. Изданный в 1929 «Пушторг» явился первым советским романом в
стихах. Тема романа — борьба идейности и карьеризма, участие интеллигенции в послереволюционном
строительстве, сатирическое осмеяние приспособленчества. В основе сюжета столкновение между
директором акционерного общества «Пушторг» Полуяровым и его заместителем Кролем, мещанином с
партбилетом. Обуреваемый амбициями приспособленец Кроль выписан автором поистине с сатирической
яростью. Окончив только 2 класса начального училища, Кроль благодаря революции «вышел в люди»,
работал в ЧК, был комиссаром отряда, вышел в хозяйственники. Он невежда, но он «дурак с интонацией
хитреца», он щеголяет своей малограмотностью как неким пролетарским дипломом. Автор обобщенно
разоблачает «кролевщину» как социальное зло приспособленчества, мимикрии, двурушничества.
В 1928 Сельвинский пишет пьесу «Командарм-2» — ее ставит Вс.Мейерхольд.
В 1930-32 работает сварщиком на Электрозаводе, был там также бригадиром литбригады, работником
парткабинета, изучил производство электрических ламп. Стремление всесторонне изучить жизнь страны
ведет его как уполномоченного Союзпушнины на Камчатку, затем в качестве корреспондента «Правды»
он участвует в походе ледокола «Челюскин» (1933). На борту «Челюскина» была закончена пьеса «Умка
— Белый медведь», в которой автор поднял тему интернационализма, развития малых народов.
Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт услышал в пьесе «изумительные по мастерству и силе стихи»
(Комсомольская правда. 1935. 14 февр.). Пьеса была сразу же после возвращения автора поставлена в
Москве и Ленинграде и оценена как одно из «крупнейших явлений советской поэзии последних лет»
(Литературный Ленинград. 1936. 14 февр.). Впечатлениями от похода «Челюскина» были навеяны эпопея
«Челюскиниана» и роман «Арктика». В этих произведениях воплощены многолетние раздумья о смысле
жизни, о личности и обществе, об индивидуальности и индивидуализме. В центре поэмы «Челюскиниана»
(опубл. в 1937-38) — образ академика О.Ю.Шмидта. Поэму автор переработал в роман «Арктика»; начатый
в 1934, он был опубликован в 1957. В обоих произведениях мы видим симфонию арктических красок,
философичное осмысление современности.
Творчество Сельвинского 1920-30-х отличается большим разнообразием — поэма («Улялаевщина»), пьеса
(«Командарм-2»), роман («Пушторг»), философская драма («Пао-Пао»), очерковый жанр
(«Электрозаводская газета»), лирика («Тихоокеанские стихи»). Тематику расширил цикл «Зарубежное» —
Сельвинский побывал в Польше, Австрии, Германии, Франции, Японии. Пьесой об Иване Болотникове
«Рыцарь Иоанн» (1937) Сельвинский начал разработку жанра исторической трагедии в стихах. В 1940
написана лирическая трагедия «Бабек» («Орла на плече носящий»), в которой запечатлен образ героя
азербайджанского народа Бабека в его борьбе с арабскими угнетателями. На протяжении 15 лет
Сельвинский создавал трилогию «Россия». В этом драматическом эпосе отражены постоянно волновавшие
автора раздумья об исторических судьбах России. 1-я часть трилогии «Ливонская война» была начата в
1941, закончена в 1944, война усилила патриотический пафос произведения, здесь речь шла о победе над
феодальной разобщенностью.
С первых дней Беликой Отечественной войны Сельвинский уезжает на Южный фронт, участвует в
обороне Крыма невдалеке от тех мест, где был ранен в Гражданскую войну. С авг. 1941 до янв. 1942 был
военным корреспондентом газеты 51-й отдельной армии Крымского фронта «Сын отечества», сам ходил с
бойцами в атаку. Сотрудничает в газете Северо-Кавказского фронта «Вперед к победе!», попадает в
Севастополь. Оттуда на эсминце уходит в Керчь и принимает участие в керченско-феодосийском десанте,
который был высажен с кубанского берега в дек. 1941. У Багеровского рва под Керчью, где фашисты
расстреляли мирных жителей, Сельвинский написал ставшее знаменитым стихотворение «Я это видел!»:
«Нет! Об этом нельзя словами... / Тут надо рычать! Рыдать) / Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме, /
Заржавленной, как руда». Стих, было напечатано в виде листовок и сбрасывалось с самолетов,
вдохновляя наших бойцов призывом к борьбе. Доктор Геббельс из Берлина обрушился на Сельвинского по
радио, сообщив, что третий рейх приготовил веревку специально для него. Но поэт рвался на передний
край, фронтовики вспоминают: «Сколько раз мы сдерживали Илью Львовича, берегли его, но он нередко
ухитрялся проникать на передовую, в траншеи и землянки солдат...» (О Сельвинском. С.104).
Завершив в 1944 1-ю часть трилогии «Россия», Сельвинский работает в газете 1-й ударной армии 2-го
Прибалтийского фронта «На разгром врага». Главной темой становится тема любви к родине, он пишет
ряд стихов и микропоэм («Аджи-Мушкай», «Баллада о ленинизме» и др.). Вспоминая об освобождении
Севастополя, Сельвинский писал: «И тут я понял, что лирика и родина — одно». Военная тема была
продолжена в изданной в 1947 книге «Крым, Кавказ, Кубань». В том же году была написана первая
трагедия на тему об атомном веке — философская пьеса «Читая Фауста». В 1949 закончена 2-я часть
трилогии «Россия» — «От Полтавы до Гангута», это оптимистическая трагедия, ее пафос в осуществлении
давней мечты о выходе России к морю. Образ Петра I в трагедии овеян пушкинским обаянием. Оптимизмом
пронизана и последняя часть трилогии — пьеса в стихах «Большой Кирилл», здесь уже эпоха Октябрьской
революции. «Основной труд жизни» — трилогия «Россия», воплотившая идею величия России, была
завершена в 1957. В 1962 вышла книга Сельвинского «Студия стиха», в 1966 написан роман-исповедь «О,
юность моя!».
Продолжалась работа над пьесой «Человек выше своей судьбы» (1962), затем была написана лирическая
трагедия «Царевна-Лебедь» (опубл. в 1968). Сельвинский углубленно трудился над сводом русских былин
«Три богатыря». Увлеченно преподавал в Литературном институте им. М.Горького. «Сельвинский работал
с нами по-настоящему»,— вспоминал Расул Гамзатов (Вопросы литературы. 1970. №2. С.177). На
встретивших Сельвинского незадолго перед его кончиной он произвел впечатление человека, вышедшего
на далекую прогулку...
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх