Сегень Александр Юрьевич
|
Другие персоны с фамилией Сегень
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 12.04 Кто родился в этот год 1959 |
[12.4.1959, Москва]
— прозаик.
Дед Сегень происходил из семьи бедных выходцев из Венгрии, жил в д.Девятки в Белоруссии. Фамилия
Сегень означает «бедный, неимущий». Отец писателя всю жизнь работал водителем, мать — инженер.
Сегень окончил московскую школу с углубленным изучением английского языка, по окончании школы
поступил в Автодорожный институт.
С 1980 по 1985 Сегень учился в Литературном институте им. М.Горького, а затем — аспирантура в этом же
институте. И хотя диссертация на тему «Публицистика Н.М.Карамзина» не была завершена, Сегень собрал
воедино списки трактата Карамзина «О древней и новой России в ея политическом и гражданском
отношениях», в 1988 в журнале «Литературная учеба» опубликовал текст трактата Карамзина и комм, к
нему. Позднее в 2001 в книге «Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века» было
опубликовано исследование Сегеня «История создания и публикации трактата Карамзина "О древней и
новой России в ея политическом и гражданском отношениях"». Учась в аспирантуре, Сегень сотрудничал в
журнале «Филологические науки», в «Литературной учебе».
С 1999 он — секретарь правления СП России. Обращение Сегеня к социально-политическим трудам
способствовало формированию взглядов писателя на будущее России. Сегень придает большое значение
роли православия в истории страны. На встрече с О.Волковым в редакции «Нашего современника» Сегень
скажет о «Неугасимой лампаде» Б.Н.Ширяева: «Для меня эта книга была как Откровение». Сегеня
потрясла глава «Фрейлина трех императриц» (Путь к спасению. Беседа с русским писателем Олегом
Волковым // Наш современник. 1991. № 4).
По словам Сегеня, его «основное литературное устремление — сохранять и восстанавливать
традиционную русскую литературу». Первые произведения Сегеня относятся к 1986.
Роман «Похоронный марш» (1988) был по праву удостоен двух литературных премий — премии им.
А.М.Горького (1989) и премии им. В.М.Шукшина (1991). Герои «Похоронного марша» — обычные простые
люди. Сегень любит своих героев, но не идеализирует их, писатель внимателен к внутреннему миру
героев, у него нет единой массы, герои индивидуальны. В романе звучат пушкинские, гоголевские,
шолоховские интонации, роман лежит в русле русской литературной традиции. Имя Сегень было вписано в
«Лексикон русской литературы» В.Казака.
Одним из знаменательных событий своей жизни Сегень считает поездку в Афганистан в 1988
(командировка Главного политуправления Министерства обороны СССР). Впечатления от поездки легли в
основу повести «Заблудившийся БТР», над которой писатель работал в мае-июне 1990. Эпиграфы к
повести — первый из «Заблудившегося трамвая» Н.С.Гумилева: «Он оставлял и при свете дня / В воздухе
огненную дорожку» — и второй — из «Возвращения» Ю.М.Лощица: «Не смейте умирать! Вы нам нужны
живые! / Родные вы мои! Не смейте умирать! / В тоскующих полях истерзанной России / Иная уготована
вам рать». Они настраивают читателя на восприятие особой тональности стиля Сегеня, поэтичности его
рассказа, любовного, сердечного отношения писателя к своим героям. В повести органически сочетаются
реалистическое изображение отряда спецназа, уходящего на боевое задание, с тем, чего не было в яви,
что было порождено бредовым сознанием (после тяжелого ранения) командира спецназа Альберта
Митяшина (заблудившийся БТР, несущийся «среди гор по планете Афган», история и приключения
волшебного кувшина, образ мальчика Охламона). Эпиграфы указывают на эту особенность повести
Сегеня.
Любовно выписаны писателем образы спецназовцев из отряда Митяшина. Каждый из героев — самобытная
личность. Писатель внимателен к внутреннему миру своих героев. Его герои многое умеют, они
разбираются в политике, по-своему, с народной хитринкой и юмором оценивают события, в которых
участвуют сами. Сегень щедро вводит в повесть рождающийся в Афганистане фольклор — «байки, мало
ли их ходит» (анекдоты об обезьяне, которую ловили для генеральской жены, переделки старых песен на
новый лад, поговорки, присказки). Повесть выдержала 3 изд.: в 1991, 1997, 2001.
В 1994 Сегень публикует 2 романа — роман-анекдот «Страшный пассажир» (Наш современник. 1994.
№9-10) и «Тридцать три удовольствия». Действие романа «Страшный пассажир» — «не то еще
семидесятые, не то начало восьмидесятых, а завершается роман временем Горбачева и Ельцина». Роману
предпослан эпиграф из «Энеиды» Вергилия: «Новое знаменье тут, страшней и ужасней прежних, явилось
очам и сердца слепые смутило». Вергилиевский образ «слепого сердца» соотнесен писателем с главным
героем романа таксистом Евгением Ивановичем Петуховым. Евгений Иванович недалек, наивен, всерьез
принимает были и небылицы, верит в «абсурдные истории», рассказываемые в таксопарке. В его
воображении возникает образ Страшного пассажира, который якобы его преследует, ему чудится
чудовищная авантюра под названием «Ленинград». В душе героя «горели Везувии, тряслись ташкентские
землетрясения, творились беспорядки, похуже, чем в Ольстере», Он хочет убежать, спрятаться от
опасности. Прочно вошедшие в сознание героя представления советской эпохи, усвоенные поверхностно,
формально, заученно, не позволяют герою Сегеня разобраться в сложностях, противоречиях переходного
периода. Несмотря на анекдотичность ситуаций, в которых оказывается герой Сегеня, роман «Страшный
пассажир» не бездумен...
Над романом «Тридцать три удовольствия» писатель работал с окт. 1993 по март 1994. Роман вырос из
рассказа друга писателя о его диковатой любви. В романе ощутимы традиции детектива, в нем есть
мистика (таинственная Бастшери), тактично вводятся эротические сцены.
Сегеня интересует история: в поле пристального интереса писателя западноевропейское и русское
Средневековье. Внимание Сегеня привлекла фигура Ивана III. Роман «Государь Иван III» публиковался в
«Нашем современнике» (1997. №1-6). Под новым заглавием «Державный», хорошо передающим суть
государственной деятельности Ивана III, он был издан московским издательством «Армада» в 1977,
переиздан журналом «Роман-газета» в 1998. За роман «Державный» Сегень был удостоен премии
московского правительства (1999) и Большой премии СП России и компании «Алмазы Россия — Саха».
Образ Ивана III не раз воссоздавался русской и советской исторической романистикой. Сегень не
повторяет своих предшественников. Иван III близок и интересен ему своей политической программой,
стремлением создать и укрепить сильную державу. Сегень близок политический строй, создаваемый
Иваном III Державным. Писатель не злоупотребляет историческими деталями, не архаизирует язык
героев, он стремится передать дух эпохи, ее атмосферу, у него нет исторических манекенов, есть живые
люди с их индивидуальными особенностями, привычками, люди, живущие в своем времени.
Исторический роман Сегеня «Тамерлан» был опубликован в 1997. История художественного исследования
темы хромого Тимура восходит к традиции Марло («Тамерлан Великий», 1587), у которого заглавный герой
представлен сильной личностью. Прямым предшественником Сегеня был С.П.Бородин, в трилогии «Звезды
над Самаркандом», исследовавший «патологический, надчеловеческий тип завоевателя». В романе Сегеня
важную роль играет вымышленный автором герой Искендер, он пишет биографию Тамерлана.
В романе «Русский ураган» (1-я публикация — Наш современник. 2000. №9-10) Сегень пытается понять,
что происходит с обычным, рядовым человеком, оказавшимся в совершенно другой России. Писатель
активно пользуется принципами сатирической типизации — в романе представлена галерея героев,
порожденных новой русской действительностью (Вздугин с его белогвардейско-большевистской партией,
монархистка Катя, Динка и церковь Свами Христа Абсолюта, Алексей и Боевая дружина Соколов
Возмездия, сутенерша Латка и других).
События, описанные Сегенем, происходят в течение 2 недель — с конца июня по 12 июля 1998. Ураган в
Москве летом 1998 — отправная точка в истории главного героя Дмитрия Емельяновича Выкрутасова,
бывшего политинформатора футбольной команды, изгнанного из дома: его жена Райка вышла замуж за
«нового русского». Выкрутасов восторженно принимает буйство непогоды в Москве. «Ураган! Боже мой,
какой урагани-ще! — восклицает герой.— Это обновление! Это очищение!» На протяжении 3 недель
«русский ураган» несет героя, меняет его, закаляет. Ураган помогает герою вернуться «на круги своя» —
в родной Светлоярск, к нормальной жизни, жениться и заняться любимым делом — футболом. Выкрутасов
чувствовал себя «ураганом, возвращающимся на круги своя».
Образ русского урагана проходит через все повествование Сегеня. Символика русского урагана связана с
идеей возвращения России на свои традиционные исторические пути: «...ураган не только весь в
движении, он к тому же еще и не принадлежит никому. Единственное, кому он может принадлежать,—
стихиям родины».
Отзывы критики были положительными. Левон Григорян в интервью, опубликованном в «Литературной
газете.» (2002. 30 янв.-5 февр.), говорил: «Казалось бы чем не чисто развлекательный
авантюрно-приключенческий роман? А в его основе — поиск ответа на вопрос о том, как жить дальше,
выработка спасительной для всего Отечества русской идеи». К.Кокшенева, высоко оценив роман Сегень,
подчеркнула, что «Русский ураган» является контрроманом по отношению к произведениям, в которых о
народе говорится в темных тонах (Москва. 2001. № 1).
Сегень продолжал работать над исторической темой: в соавторстве с С.Семановым была создана книга
«Макаровы» из серии «Знаменитые русские фамилии» (М., 2001). В 2003 увидел свет роман «Александр
Невский». Из-под пера Сегеня вышло немало статей на остроактуальные темы, связанные с русской
историей, русской литературой, русской культурой.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх