Святополк-Мирский Дмитрий Петрович
|
Другие персоны с фамилией Святополк-Мирский
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 27.08 Кто родился в этот год 1890 |
- литературовед, культуролог, публицист, переводчик, один из активных деятелей евразийского движения 20-х гг.
Род. в Харьковской губ.
Отец - крупный государственный деятель, впоследствии ставший министром внутренних дел царского правительства.
Святополк-Мирский окончил экстерном историко-филологический факультет Петербургского университета (1914).
Участник Первой мировой войны. Участвовал в Гражданской войне на стороне Белого движения.
В начале 1920 эмигрировал в Польшу, затем в Грецию, с 1921 жил в Англии.
В 1922-1931 - доцент русской литературы King's College Лондонского университета и Школы славистических исследований.
С 1922 началось его сближение с евразийцами. Их идеи он стремился распространить в Англии.
Член редакционной коллегии газеты "Евразия" (1928-1929).
В евразийском движении все больше склонялся к "левой" ориентации; со временем обозначился его курс на теоретическую конвергенцию евразийства с коммунизмом. Сблизился с М.Горьким.
В 1931 вступил в Компартию Великобритании. Принял советское гражданство.
В 1932 вернулся в Россию. Стал членом Союза советских писателей. Был арестован (1937). Ему были предъявлены обвинения в предательстве и шпионаже в пользу Запада. Погиб в заключении (в лагере под Магаданом).
Существенным моментом в его отходе от евразийства и от основной части эмиграции была публикация им работы "Веяние смерти в предреволюционной литературе". Вся предреволюционная литература, утверждал он, оказалась проникнутой веянием смерти. Чувство смерти зрело в ткани культурного тела русского общества. Оно было симптомом предсмертного разложения Петербургской России. Интеллигенция не могла и не пыталась строить культуру. Ее лучшие силы ушли в разрушение, в мечту о "царстве Божием на земле". Ориентация на Запад вела к смерти целой культурной формации.
К началу XX века, писал Святополк-Мирский, петербургская (т.е. прозападная) культура слагалась из двух "ярусов" - верхнего и нижнего. "Нижний" - это чеховская интеллигенция и бездушные революционные партии, "верхний" ярус - "декаденты" и религиозные философы. Лестниц между двумя этажами почти не было; общего между ними было только одно напряженное предчувствие исторической смерти.
У "верхнего этажа", как утверждает Святополк-Мирский, чувство смерти менее чистое, чем у "нижнего", и господствующая его форма - острое заражение Духа. Яснее всего это выразилось в проникновении одухотворенной материи в чистую сферу Духа (прямое следствие символического миропонимания). Материя, плоть теряла свою материальность и, утончаясь до идеи материи, захватывала все более и более широкие области Духа. Это началось у Достоевского ("Федор Павлович Карамазов как идеолог любви") и у Владимира Соловьева с его мистическим эротизмом и от них распространилось на весь "верхний этаж". Не было ни одного, не зараженного этим гниением. Даже Розанов, по его мнению, был проникнут им. Самым характерным проявлением этой болезни Духа были разные виды эротизма и мистического блуда. Так или иначе, но Возрождение Духа начинается.
Святополк-Мирский видел возможность преодоления кризиса культуры в патриотизме и героизме, соединяющих два ее этажа в единое высокое целое.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх