Сапгир Генрих Вениаминович
|
Другие персоны с фамилией Сапгир
Другие персоны с именем Генрих Кто родился в этот день 20.11 Кто родился в этот год 1928 |
[20.11.1928, Бийск — 7.10.1999, Москва]
— поэт, прозаик.
Сын сапожника. В 1929 семья переехала в Москву. Читать начал очень рано, «все быстрее увлекаясь
самим процессом мгновенного чтения. В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с удивлением
смотрела, как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мамы и двух взрослых
братьев-студентов. И пусть все мешалось в моем мозгу, это не мешало мне быть вместилищем самых
неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и домашних».
Писать стихи начал примерно в 11 лет, во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано
одно из детских стихотворений Сапгира. «Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в прозе меня
вдохновлял А.Гайдар — и я написал несколько тетрадей "Гейка и его команда"; в поэзии на меня
произвела огромное впечатление вторая часть "Фауста" — своей пестротой, величием и непонятностью —
и я стал писать большую поэму, где Свет борется с Мраком — два великана, и это была какая-то
вселенская Весна... За этим занятием и нашел меня старый поэт и последователь Иннокентия Анненского
Арсений Алексеевич Альвинг (Смирнов). Он привел меня в свою литстудию, которая помещалась в Доме
пионеров Ленинградского района. Там все были старше меня — юноши. Но занялись мной и учили меня
стихосложению по Шенгели. Там я впервые увидел Е.Кропивницкого. Он приходил на занятия с этюдником
из художественного училища и уже носил очки».
Вернувшись из эвакуации, с 15 лет начал самостоятельную жизнь на московской окраине, стал примерным
учеником «лианозовской школы», именованной так по названию подмосковной станции Лианозово, где в
бараке жил друг Сапгира Оскар Рабин и куда с 1960-х «стали приезжать сначала молодые художники и
писатели, затем журналисты и дипломаты — посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними черные
"Волги" КГБ. В общем назвали нас всех "Лианозовской группой". Так теперь и записано в истории русского
искусства. Меня и Игоря Холина еще звали "барачными поэтами". И жили в бараках и писали про это» — так
вспоминал Сапгир в последние годы.
С юности Сапгир дружил со скульптором Эрнстом Неизвестным, писателями и поэтами В.Бахчаняном,
И.Холиным, В.Левиным, В.Некрасовым.
Первая серьезная публикация — вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959 переводы
эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой вернувшихся с войны литераторов:
Д.Самойловым, Л.Тоомом, Б.Слуцким; последний, однажды «уставя в грудь мою палец, произнес: "Вы,
Генрих, формалист, поэтому должны отлично писать стихи для детей". И тут же отвел меня к своему другу
Юрию Тимофееву — главному редактору издательства "Детский мир". С тех пор я пишу для детей».
Так детская литература стала для Сапгира, как и для многих его единомышленников, едва ли не
единственной возможностью пробиться к читателю. Позднее поэт признавался: «Никогда бы не догадался
писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность заработать на
хлеб "взрослым" творчеством».
В 1960 в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира для детей с
характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга — «Забавная азбука» (1963) —
создана в традициях азбук Саши Черного и С.Маршака. Участвовал в возобновлении школьного
«Букваря», «Нового букваря», где ребенок включается в словесную игру — начальные упражнения в
стихосложении. В дальнейшем Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука»,
«Журавлиная книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на разные буквы
алфавита.
Сапгир — автор более 20 пьес для детей, многие из которых поставлены в театрах России и за рубежом.
Совместно с Г.Цыферовым написаны сценарии к мультфильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова»,
«Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу». Для детей Сапгир, переводил стихи еврейского поэта
Овсея Дриза, англичанина А.А.Милна (сб. «Мы с Винни-Пухом», 1994).
С 1975 Сапгир печатал свои «взрослые» стихи в западных журналах: «Грани» (№95), «Третья волна»
(1976. №2; 1979. №6); «Континент» (1978. №16); «Время и мы» (1978. №62), «Neue Russische Liferatur»
(1978. №1; 1983. №4-5), «Эхо» (1986. №14).
За рубежом выпустил книги: «Сонеты на рубашках» (Париж, 1976); «Стихи 87» (Париж, 1987). Публикация
первой книги имеет свою предысторию: в 1975 художники-нонконформисты устроили выставку на ВДНХ.
Сапгир вспоминает: «Захотелось и мне показать свое творчество. На полотняных спинах двух своих
рубашек я начертил два своих сонета: "Тело" и "Дух", так их и повесили на стене павильона. Недолго они
провисели. Начальство повелело их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про то, что
это — образцы визуальной поэзии, никто и не подумал».
С 1989 Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах: «Радуга», «Огонек», «Знамя»,
«Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО». В стихах для взрослых используются приемы модернистской и
постмодернистской поэтики: диалог и даже полилог с чужим текстом, фиксация свободно звучащей речи,
перекличка и развитие цитат, предпочтение иронии всем остальным лирическим интонациям, отсутствие
традиционных знаков препинания, определяемых возможностями поэтического потока, недосказанность,
наполнение строгих жанров псалма, сонета, жития непривычным содержанием: «Дремлют дачники
московские / Кира, я и Брусиловские / Парни с лыжами прошли / По вагонам путешествуя / Вдруг вошла
танцуя шествуя — / Из совсем другой игры... / — Будет Авель помнить Каина... / — Вы забыли про
хозяина? / Сталин — мой отец и брат! — / У старухи голос мхатовский / Книппер-чеховский ахматовский»
(«Жрица культа»).
Сапгир — член СП СССР (1991), русского ПЕН-центра (1991). Член редколлегий журналов «Стрелец»,
«Воум!», газеты международного поэтического авангарда «Поэзия» (1995). Награжден премиями фонда
«Знамя» (1993), им. В.Хлебникова журнала «Стрелец» (1995, 1996).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх