Сёмин Виталий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Сёмин
Другие персоны с именем Виталий Кто родился в этот день 12.06 Кто родился в этот год 1927 |
[12.6.1927, Ростов-на-Дону — 10.5.1978, Коктебель]
— прозаик.
Родился в семье служащих.
В 1942 15-летним подростком был угнан в Германию, где 3 года работал на заводах
в городах Фельберте и Лангенберге — вплоть до освобождения советскими войсками
16 апр. 1945. По возвращении на родину учился в Ростовском железнодорожном
техникуме.
В 1949 поступил в педагогический институт.
В 1953 был отчислен из института как не сообщивший при поступлении данных о
пребывании во время войны на территории Германии. Уехал на строительство
Куйбышевской ГЭС. Впечатления об этом периоде жизни отложились в первой книге
рассказов «Шторм на Цимле» (1960).
В 1957 Сёмин окончил Таганрогский педагогический институт. Преподавал в школе в
глубинке России, что послужило толчком к написанию повести «120 километров до
железной дороги» (1960).
С 1958 по 1963 работал в газете «Вечерний Ростов», затем редактором на
Ростовском радио. В незаконченном романе «Женя и Валентина» описана жизнь
редакции газеты в довоенное время и в начале войны.
В 1964 Сёмин был принят в члены СП СССР и с этого времени целиком посвятил себя
литературному труду.
В 1965 в журнале «Новый мир» публикуется его повесть «Семеро в одном доме».
Повесть была подвергнута критике за «приземленное» изображение жизни, «бедной
содержанием» (Ю.Лукин. Лишь видимость правды // Правда. 1965. 11 авг.). Однако
это было одно из тех произведений, которое позже встанет в ряд лучших в числе
так называемой городской прозы (Ю.Трифонов, А.Битов, Б.Окуджава, Г.Семёнов и
др.). «Приземленность» повествования оказалась на поверку близка к
сострадательной позиции русских писателей с их интересом к «маленькому
человеку», а авторская «отстраненность» — это позиция вдумчивого наблюдателя,
без сентиментальности и с доброй иронией рассказавшего историю одинокой
женщины, которая пережила смерть мужа и сына, казалось бы, так и не нашла
счастья в своем доме на окраине большого города, но не потеряла своего
жизнелюбия и энергии.
В 1960-70-е рассказы Сёмин публиковались в различных журналах, в первую очередь
в «Новом мире», главным редактором которого был в это время А.Твардовский.
После разгрома, учиненного критикой в адрес «Семерых...», Сёмина
продолжительное время не печатают. По заданию Твардовского он рецензирует
приходящие в редакцию «Нового мира» рукописи. Уже после смерти писателя эти его
работы будут изданы двумя отдельными книгами («Рабочие заметки», 1984; «Что
истинно в литературе», 1987). В своих рецензиях Сёмин проявил глубокое
художественное чутье, умение обнаруживать эстетическую ценность литературного
произведения. Даже не имеющие художественные ценности произведения Сёмин умел
увидеть как явление социальное, отражающее жизнь с ее потерями и обретениями.
В 1963 Сёмин написал повесть «Ласточка-звездочка». «В ней — самое легкое и
светлое в жизни и начало самого страшного» (И.Дедков). Эта книга стала
преддверием «главного» романа писателя — «Нагрудный знак "OST"» (1974; опубл. в
журнале «Дружба народов» в 1976, другое название — «763-й»), в котором он
описал 3 года, проведенные в Германии. Продолжением романа стала незаконченная
книга «Плотина»; здесь также описывается каторжный труд в фашистских
арбайтслагерях. Главные книги Сёмина малособытийны. Это описание
психологического состояния подростка, к которому мир повернулся самой страшной
своей стороной. Герою Сёмина в этих условиях удается сохранить взгляд на мир —
неозлобленный, цепко наблюдательный и даже аналитический. Глубокое
проникновение в сущность юношеского характера сближает романы Сёмина с
трилогией Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и «Подростком» Достоевского.
14-летний подросток в романе «Нагрудный знак OST» оказывается в экстремальных
физических и психологических условиях. Это тот же герой, что и в повести
«Ласточка-звездочка». Действие романа происходит, по сути дела, в тюремной
«зоне» с ее звериными законами выживания. Главным оказывается необходимость
выжить нравственно, даже не физически. Вокруг себя подросток видит примеры
людей физически слабых, даже ущербных, но притягивает его не грубая сила, а
способность человека к добру. Автор не только передает свои главные жизненные
переживания, но и раздумывает о взаимосвязи человека с миром, исследует природу
фашизма; трагедийное и лирическое начала тесно сплетены в романе. В этом его
главная ценность. Особенность практически всех произведений Сёмина — их
автобиографизм. По словам Б.Можаева, «в сущности, он писал одну книгу —
исповедь собственной души». Сёмин принадлежит к поколению
писателей-«шестидесятников». Это подтверждают и его рассказы «Ася
Александровна» и «В гостях у теток» (1970-е). Произведения Сёмина переведены на
английский, немецкий, болгарский, польский, румынский, венгерский, итальянский
и другие языки.
В 1978 по приглашению мюнхенского издательства, в котором был осуществлен
перевод «Нагрудного знака "OST"», Сёмин совершил поездку в Германию. Через 3
месяца, в мае 1978, Сёмин скоропостижно скончался.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх