AZ-libr.ру

информационный портал





Самохвалова Вера Ильинична
[22.09.1944]

  Другие персоны с фамилией Самохвалова
Другие персоны с именем Вера
Кто родился в этот день 22.09
Кто родился в этот год 1944

       - специалист по эстетике и философии культуры; доктор философских наук, профессор
       Род. в Москве.
       Окончила философский факультет МГУ (1968).
       С 1968 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН): младший научный сотрудник, старший научный сотрудник; в настоящее время (с 1993) - ведущий научный сотрудник.
       Кандидатская диссертация - "Эстетическая специфика поэтической речи" (1974).
       Докторская диссертация - "Антиэнтропийный смысл красоты" (1991).
       Академик РАЕН.
       Ответственный редактор сборников "Философские вопросы ислама" (1970), "Некоторые проблемы зарубежной эстетики" (1980), "Эстетическое воспитание: проблемы теории и практики" (1990), "Современная картина мира. Формирование новой парадигмы" - вып.1 (1997) и II (2001); а также переводов книг: К.Охоцкий "Философия и естествознание" (1977), С.Лем "Философия случайности" (1979), Н.Такэнобу "Каратэ-до. Входные ворота" (1992).
       Основные направления исследований: формирование и функционального эстетического сознания; специфика эстетического сознания человека современного информационного общества; проблема формирование и содержания культурной парадигмы; язык искусства; сравнит, анализ психоментальных моделей западных и восточных культур; проблемы творчества; проблемы религиозного и эзотерического сознания.
       Самохвалова развивает мегаэстетическую концепцию красоты как фундаментальные основания бытия; в системе действия глобальных антиэнтропийных сил красота выступает как особый и оптимальный способ организации, отвечающий целям развития мира. Трактуя красоту как энергетически активную форму, через которую действует универсальный принцип существования самой жизни и движения структурообразующих сил вселенной, Самохвалова рассматривает организацию красоты как имеющую объективный и трансвременной характер. Однако форма красоты есть не только организация, упорядочивающая мир (и имеющая объективно-космический характер), но и способ проявления глубинного метафизического содержания, имеющего отношение к духовному основанию человеческой жизни; это объясняет субъективное значение красоты для человека, смысл создаваемого им искусства, закономерность и необходимость развития эстетического сознания, напряженные поиски гармонии.
       В этой связи Самохвалова развивает идею М.М.Бахтина о душе как внутренней форме и исследует проблему статуса и специфики эстетической реальности.
       В 90-ые гг. Самохвалова разрабатывает проблему творчества как подлинно человеческого и поистине адекватного поведения человека в мире. Так, искусство предстает как особая форма адаптационного поведения, когда человек осваивает трансцендентные характеристики и измерения мира через организацию пространственных и временных форм искусства. Феномен человеческого творчества рассматривается и как культурная форма инстинкта самосохранения, самоутверждения себя в мире (антиципация, моделирование и т.п.), и как человеческий вызов хаосу и небытию, комплексным выражением которого становится созданная человеком культура. Создание культуры означает глобальное отвоевание пространства - и предметного, и идеально-мыслительного - у неопределенности, у хаоса, и это есть утверждение человеком не просто своего порядка в космосе, но такого его качества и содержания, которые делают его человеческим порядком.
       Самохвалова исследует состояние современной культуры, определяемое вхождением в фазу информационного общества, и рассматривает две ее основные "парадигмы" - маскультовскую и постмодернистскую. Если считать создание культуры, красоты, гармонии реализацией предназначения человека на Земле, то Самохвалова усматривает и в маскульте, и в постмодернизме фактически (по экзистенциальной перспективе) отказ от данного предназначения и анализирует те черты современной культуры, которые говорят о ее кризисе, о разрушении ею исходных ценностных скреп, образующих само инвариантное представление о культуре.
       В этом смысле Самохвалова говорит о контурах постдействительности, когда и реальность, и человек утрачивают свои привычные очертания (определения) и приобретают такие качества, которые ставят под сомнение сам их статус: реальность все более виртуализируется во всех многообразных ее проявлениях и институтах, а человек всё более утрачивает ценности, определяющие человеческое бытие как таковое, и даже онтологически начинает утрачивать идентичность (имея в виду как биотехнологии и клонирование, так и новый симбиоз с умной техникой нового поколения).
       В работах последнего времени Самохвалова уделяет много места и проблеме взаимодействия культур, в частности исследования этнохтонной обусловленности специфики восточной культуры. Прометеевский дух западного человека противостоит мессианскому настрою русской души и гармоническому приятию мира восточным человеком. Идея глобализации вызвала интерес и отклик, но сама глобализационная практика в экономической, информационной и особенно культурной сферах породила разочарование и беспокойство. Информационные войны впервые сделали культуру инструментом силового давления на сознание, воздействуя на сами культурные механизмы идентификации человека в мире. Это вызвало трансформацию прежних культурных балансов и традиционной мифологии, заменив прежние естественные мифы новыми, искусственно созданными и "уникультурными" по своему содержанию и смыслу.
       С 1997 Самохвалова организатор и главный редактор научно-философского и культурологического журнала "Полигнозис".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:50:06 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"