AZ-libr.ру

информационный портал





Сёмушкин Тихон Захарович
[13.06.1922-06.05.1970]

  Другие персоны с фамилией Сёмушкин
Другие персоны с именем Тихон
Кто родился в этот день 13.06
Кто родился в этот год 1922

       [26.6(13.6).1900, с. Старая Кутля Пензенской губ.— 6.5.1970, Москва]
       — прозаик, публицист.
       Родился в крестьянской семье. Самообразованием добился того, что в первые послереволюционные годы смог работать учителем в сельской школе.
       В 1922 поступил на педагогический факультет Московского университета; учился заочно, без отрыва от педагогической работы. Сразу после окончания вуза (1924) принял участие в нескольких экспедициях на Чукотку с культурно-политическим заданием — организовать систему общего образования и политического просвещения в условиях Крайнего Севера, попутно пропагандируя идеи советской власти, утверждая и укрепляя социалистический строй среди далеких от европейской цивилизации северных народов.
       Подолгу проживая на Чукотке, Сёмушкин проявил себя как чуткий наблюдатель быта, нравов и психологии незнакомого народа, как собиратель фольклора, обрядовых форм, характерных черт данной этнической культуры. Под непосредственным руководством В.Г.Богораза-Тана, опытного и авторитетного исследователя этносов Крайнего Севера и их культур, Сёмушкин принял участие в создании чукотской письменности; он организовал первую школу-интернат для детей-чукчей, в 1928 стал ее директором; впоследствии работал в Наркомпросе, где занимался вопросами культурного строительства на Крайнем Севере. В общей сложности Сёмушкин прожил среди чукотского народа 8 лет, накопив богатый фольклорный, этнографический, социально-психологический материал, переросший первоначальное значение сырых эмпирических наблюдений за традиционной культурой народа, еще не преодолевшего состояние первобытности. К 1932 у Сёмушкина созрело намерение выразить накопленные впечатления в литературной форме. На протяжении 1930-х начинающий писатель работал над книгой «Чукотка» (кн.1-2. 1938-40).
       Сюжетом повести послужил автобиографический эпизод — приезд группы русских советских учителей на Чукотку с целью создания первой национальной школы. Собственно культурно-просветительская цель делегации дополняется политической: «старший брат» был призван помочь «младшему» перешагнуть исторические границы первобытно-общинного строя, искоренить суеверия и шаманство, дикие обычаи и предрассудки, внедрить новые, цивилизованные формы быта в старые яранги, установить новые общественные понятия и отношения. Речь шла, таким образом, о проведении культурной революции на Чукотке, а вместе с нею — и революции социальной, политической.
       Сёмушкин увлекла идея показать историческую встречу двух удаленных друг от друга — колоссальными, труднопроходимыми пространствами и многовековой культурной историей — народов: русского и чукотского. Впервые начатый диалог этих глубоко различных и контрастных культур, воссозданный в повести, оказывается плодотворным и поучительным для обоих народов: преодолевая взаимное недоверие и удивление, настороженность и сдержанность, русские и чукчи постепенно узнают друг друга, проникаются теплыми, дружественными чувствами, начинают трудный путь взаимного интереса и сближения. Сёмушкин предрекает, что у русских учителей национально-культурное предубеждение к отсталым народам «перейдет в теплое, хорошее чувство по мере того, как они будут узнавать чукотский народ». В свою очередь, для чукчей открывается целый мир науки и техники, новых форм быта, новых идей, нового общественного строя. «Никогда еще до сих пор представления охотников не выходили за пределы окружающей их действительности. Теперь дети, а с ними и родители разговаривали о Большой земле, до того совершенно им неведомой». Особо Сёмушкин подчеркивает необходимость усвоить непростую истину: культурно-исторически более «продвинутые» народы не должны «снисходить» к своим отстающим родственникам, не должны опускаться до сентиментально-снисходительного отношения или созерцательного любования, подчас умиления природной свежестью мировосприятия примитивных народностей. Гуманизм предполагает требовательность к малому народу, а не жалость, не скидки на его «национальное происхождение», а уважение и доверие к нему.
       Все начинается с создания школы; интерес к школьным делам, к тем знаниям и интересам, которые обретают в школе чукотские дети, а ог них перенимают их родители, приводит к расширению географического, культурного, мировоззренческого, наконец, политического кругозора целого народа. Вместе с просвещением и цивилизацией русские принесли чукотскому народу право строить социализм «по самой полной программе», а русский народ впервые почувствовал свою культурную и политическую ответственность за судьбы малых народов, которым он открыл социальное и политическое будущее на длительную историческую перспективу. Сюжет повести — создание национальной школы в отдаленном, отсталом и суровом крае — обретает у Сёмушкина символическое звучание: еще вчера дикий и невежественный народ сегодня в собственной школе сдает экзамен на социальную зрелость, становясь частью единого советского народа, а строительство школы ассоциируется со строительством новой жизни, пробуждением гражданского самосознания. Однако и в 1-й ред.— «На Чукотке», писавшейся как книге очерков, и во 2-й ред.— «Чукотка», создававшейся как цельная повесть, публицистическое и научно-популярное начала заметно преобладают над беллетристическим и собственно худож. аспектами.
       Привлечение необычного этнокультурного и бытового материала, свежесть непосредственных впечатлений автора, глубокое проникновение во внутренний мир и поведение чукчей, точное и конкретное бытописание — все это явилось залогом успеха повести Сёмушкина в 1930-е, когда она была почти сразу включена в «золотой фонд» советской, в том числе детской литературы. Вместе с тем в самом замысле первого литературного произведения Сёмушкина, в развитии его сюжета и системы образов, подчас в самом его речевом строе чувствовались идеологическая заданность, политическая иллюстративность, концептуальный схематизм, декларативность (торжество ленинско-сталинской национально-культурной и образовательной политики; осуществление культурной революции в жизни периферийного региона; морально-политическое единство советского народа, развитие дружбы народов Советского Союза и т.п.).
       Еще в большей степени печать времени несет на себе другое крупное произведение Сёмушкина — 2-томный роман «Алитет уходит в горы» (1947-48). Действие романа происходит на Чукотке в тот переломный исторический момент, когда «Октябрь ломал старые устои России, и отголоски его, как океанская зыбь, доходили все сильней и сильней» (фраза из начала романа). Роман отразил послевоенную идеологию «холодной войны», кампанию борьбы с буржуазным космополитизмом и низкопоклонством перед Западом, расхожие штампы антиамериканизма. Чукотка показана как полуколониальная территория (уже с середины XIX в.), затронутая процессами капитализации, товарно-денежного обмена со стороны предприимчивых и наглых янки (например, мистер Томсон, по прозвищу Чарли Красный Нос, приросший к чукотскому стойбищу Лорен, «как лишайник к камням»). Заглавный герой романа Алитет, чукотский кулак, человек волевой и инициативный, но жестокий и беспринципный, перенимает у «американов» принципы наживы, не брезгуя никакими средствами ради нее, включая ложь, насилие, обман, хищническое истребление природных богатств, попрание народных обычаев и традиций. Писатель обыгрывает чукотское самоназвание «луо-раветлян» («настоящий человек»): такие люди, как Томсон или Алитет, не являются «настоящими людьми», но оказываются выродками, нелюдями.
       Проамерикански настроенным чукотским капиталистам в романе противостоят приезжие русские — молодой ленинградский ученый Жуков и член Камчатского ревкома Лось. Это посланцы революции и будущего социализма в край вековой отсталости и темноты. Идеологическая схема романа предполагает, что большинство чукотского народа идет за Жуковым и Лосем и отвергает капиталистический путь развития соседней Америки; в решающий момент народы Севера совершают свой социальный выбор в пользу советской власти, социализма, сталинской конституции и СССР, осуществляя «скачок» из одной исторической эпохи в другую. В этом, по мысли автора, проявляется жизнелюбие и оптимизм чукотского народа. Однако правдивый наблюдатель этнокультурной жизни и опытный бытописатель, Сёмушкин не выпрямляет пути, который предстоит пройти чукотскому народу: освобождение чукчей от старых обычаев и предрассудков, родовой морали, вековых мифологических и религ. представлений, преодоление тотемического страха перед всевозможными запретами и карами за их нарушение — это процесс длительный, драматический, трудный для каждого человека, требующий глубоких социокультурных изменений, ломки характеров, традиций и психологии целого этноса. Многие критики сравнивали роман по масштабу охватываемых явлений, достоверности и аналитизму с научным исследованием.
       В 1949 роман Сёмушкина закономерно был удостоен Сталинской (Государственной) премии.
       В 1952 писатель был принят в ряды КПСС.
       Его произведения, особенно роман, были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались.
       В 1955 Сёмушкин принял участие в экспедиции за Полярный круг, отразив свои впечатления в брошюре «Полет в Арктику» (1956). В это же время он создал новую ред. повести для детей «Спасение Талеко» (1946) под названием «Приключения Айвама» (1955).
       В 1968 писатель издает книгу «Угрюм-Север. Встречи, впечатления, рассказы», в которой произведения разнообразных жанров сливаются в одно органичное целое. Если в наши дни не всех удовлетворит художественное качество «традиционной» прозы Сёмушкина (тяготеющей к описательности, но при этом, однако, умело стилизующей характер мировосприятия и образ мышления чукчей), то безусловной остается ее этнографическая и историко-познавательная ценность.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:50:04 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"