Сёмушкин Тихон Захарович
|
Другие персоны с фамилией Сёмушкин
Другие персоны с именем Тихон Кто родился в этот день 13.06 Кто родился в этот год 1922 |
[26.6(13.6).1900, с. Старая Кутля Пензенской губ.— 6.5.1970, Москва]
— прозаик, публицист.
Родился в крестьянской семье. Самообразованием добился того, что в первые
послереволюционные годы смог работать учителем в сельской школе.
В 1922 поступил на педагогический факультет Московского университета; учился
заочно, без отрыва от педагогической работы. Сразу после окончания вуза (1924)
принял участие в нескольких экспедициях на Чукотку с культурно-политическим
заданием — организовать систему общего образования и политического просвещения
в условиях Крайнего Севера, попутно пропагандируя идеи советской власти,
утверждая и укрепляя социалистический строй среди далеких от европейской
цивилизации северных народов.
Подолгу проживая на Чукотке, Сёмушкин проявил себя как чуткий наблюдатель быта,
нравов и психологии незнакомого народа, как собиратель фольклора, обрядовых
форм, характерных черт данной этнической культуры. Под непосредственным
руководством В.Г.Богораза-Тана, опытного и авторитетного исследователя этносов
Крайнего Севера и их культур, Сёмушкин принял участие в создании чукотской
письменности; он организовал первую школу-интернат для детей-чукчей, в 1928
стал ее директором; впоследствии работал в Наркомпросе, где занимался вопросами
культурного строительства на Крайнем Севере. В общей сложности Сёмушкин прожил
среди чукотского народа 8 лет, накопив богатый фольклорный, этнографический,
социально-психологический материал, переросший первоначальное значение сырых
эмпирических наблюдений за традиционной культурой народа, еще не преодолевшего
состояние первобытности. К 1932 у Сёмушкина созрело намерение выразить
накопленные впечатления в литературной форме. На протяжении 1930-х начинающий
писатель работал над книгой «Чукотка» (кн.1-2. 1938-40).
Сюжетом повести послужил автобиографический эпизод — приезд группы русских
советских учителей на Чукотку с целью создания первой национальной школы.
Собственно культурно-просветительская цель делегации дополняется политической:
«старший брат» был призван помочь «младшему» перешагнуть исторические границы
первобытно-общинного строя, искоренить суеверия и шаманство, дикие обычаи и
предрассудки, внедрить новые, цивилизованные формы быта в старые яранги,
установить новые общественные понятия и отношения. Речь шла, таким образом, о
проведении культурной революции на Чукотке, а вместе с нею — и революции
социальной, политической.
Сёмушкин увлекла идея показать историческую встречу двух удаленных друг от
друга — колоссальными, труднопроходимыми пространствами и многовековой
культурной историей — народов: русского и чукотского. Впервые начатый диалог
этих глубоко различных и контрастных культур, воссозданный в повести,
оказывается плодотворным и поучительным для обоих народов: преодолевая взаимное
недоверие и удивление, настороженность и сдержанность, русские и чукчи
постепенно узнают друг друга, проникаются теплыми, дружественными чувствами,
начинают трудный путь взаимного интереса и сближения. Сёмушкин предрекает, что
у русских учителей национально-культурное предубеждение к отсталым народам
«перейдет в теплое, хорошее чувство по мере того, как они будут узнавать
чукотский народ». В свою очередь, для чукчей открывается целый мир науки и
техники, новых форм быта, новых идей, нового общественного строя. «Никогда еще
до сих пор представления охотников не выходили за пределы окружающей их
действительности. Теперь дети, а с ними и родители разговаривали о Большой
земле, до того совершенно им неведомой». Особо Сёмушкин подчеркивает
необходимость усвоить непростую истину: культурно-исторически более
«продвинутые» народы не должны «снисходить» к своим отстающим родственникам, не
должны опускаться до сентиментально-снисходительного отношения или
созерцательного любования, подчас умиления природной свежестью мировосприятия
примитивных народностей. Гуманизм предполагает требовательность к малому
народу, а не жалость, не скидки на его «национальное происхождение», а уважение
и доверие к нему.
Все начинается с создания школы; интерес к школьным делам, к тем знаниям и
интересам, которые обретают в школе чукотские дети, а ог них перенимают их
родители, приводит к расширению географического, культурного,
мировоззренческого, наконец, политического кругозора целого народа. Вместе с
просвещением и цивилизацией русские принесли чукотскому народу право строить
социализм «по самой полной программе», а русский народ впервые почувствовал
свою культурную и политическую ответственность за судьбы малых народов, которым
он открыл социальное и политическое будущее на длительную историческую
перспективу. Сюжет повести — создание национальной школы в отдаленном, отсталом
и суровом крае — обретает у Сёмушкина символическое звучание: еще вчера дикий и
невежественный народ сегодня в собственной школе сдает экзамен на социальную
зрелость, становясь частью единого советского народа, а строительство школы
ассоциируется со строительством новой жизни, пробуждением гражданского
самосознания. Однако и в 1-й ред.— «На Чукотке», писавшейся как книге очерков,
и во 2-й ред.— «Чукотка», создававшейся как цельная повесть, публицистическое и
научно-популярное начала заметно преобладают над беллетристическим и собственно
худож. аспектами.
Привлечение необычного этнокультурного и бытового материала, свежесть
непосредственных впечатлений автора, глубокое проникновение во внутренний мир и
поведение чукчей, точное и конкретное бытописание — все это явилось залогом
успеха повести Сёмушкина в 1930-е, когда она была почти сразу включена в
«золотой фонд» советской, в том числе детской литературы. Вместе с тем в самом
замысле первого литературного произведения Сёмушкина, в развитии его сюжета и
системы образов, подчас в самом его речевом строе чувствовались идеологическая
заданность, политическая иллюстративность, концептуальный схематизм,
декларативность (торжество ленинско-сталинской национально-культурной и
образовательной политики; осуществление культурной революции в жизни
периферийного региона; морально-политическое единство советского народа,
развитие дружбы народов Советского Союза и т.п.).
Еще в большей степени печать времени несет на себе другое крупное произведение
Сёмушкина — 2-томный роман «Алитет уходит в горы» (1947-48). Действие романа
происходит на Чукотке в тот переломный исторический момент, когда «Октябрь
ломал старые устои России, и отголоски его, как океанская зыбь, доходили все
сильней и сильней» (фраза из начала романа). Роман отразил послевоенную
идеологию «холодной войны», кампанию борьбы с буржуазным космополитизмом и
низкопоклонством перед Западом, расхожие штампы антиамериканизма. Чукотка
показана как полуколониальная территория (уже с середины XIX в.), затронутая
процессами капитализации, товарно-денежного обмена со стороны предприимчивых и
наглых янки (например, мистер Томсон, по прозвищу Чарли Красный Нос, приросший
к чукотскому стойбищу Лорен, «как лишайник к камням»). Заглавный герой романа
Алитет, чукотский кулак, человек волевой и инициативный, но жестокий и
беспринципный, перенимает у «американов» принципы наживы, не брезгуя никакими
средствами ради нее, включая ложь, насилие, обман, хищническое истребление
природных богатств, попрание народных обычаев и традиций. Писатель обыгрывает
чукотское самоназвание «луо-раветлян» («настоящий человек»): такие люди, как
Томсон или Алитет, не являются «настоящими людьми», но оказываются выродками,
нелюдями.
Проамерикански настроенным чукотским капиталистам в романе противостоят
приезжие русские — молодой ленинградский ученый Жуков и член Камчатского
ревкома Лось. Это посланцы революции и будущего социализма в край вековой
отсталости и темноты. Идеологическая схема романа предполагает, что большинство
чукотского народа идет за Жуковым и Лосем и отвергает капиталистический путь
развития соседней Америки; в решающий момент народы Севера совершают свой
социальный выбор в пользу советской власти, социализма, сталинской конституции
и СССР, осуществляя «скачок» из одной исторической эпохи в другую. В этом, по
мысли автора, проявляется жизнелюбие и оптимизм чукотского народа. Однако
правдивый наблюдатель этнокультурной жизни и опытный бытописатель, Сёмушкин не
выпрямляет пути, который предстоит пройти чукотскому народу: освобождение
чукчей от старых обычаев и предрассудков, родовой морали, вековых
мифологических и религ. представлений, преодоление тотемического страха перед
всевозможными запретами и карами за их нарушение — это процесс длительный,
драматический, трудный для каждого человека, требующий глубоких социокультурных
изменений, ломки характеров, традиций и психологии целого этноса. Многие
критики сравнивали роман по масштабу охватываемых явлений, достоверности и
аналитизму с научным исследованием.
В 1949 роман Сёмушкина закономерно был удостоен Сталинской (Государственной)
премии.
В 1952 писатель был принят в ряды КПСС.
Его произведения, особенно роман, были переведены на многие языки и
неоднократно переиздавались.
В 1955 Сёмушкин принял участие в экспедиции за Полярный круг, отразив свои
впечатления в брошюре «Полет в Арктику» (1956). В это же время он создал новую
ред. повести для детей «Спасение Талеко» (1946) под названием «Приключения
Айвама» (1955).
В 1968 писатель издает книгу «Угрюм-Север. Встречи, впечатления, рассказы», в
которой произведения разнообразных жанров сливаются в одно органичное целое.
Если в наши дни не всех удовлетворит художественное качество «традиционной»
прозы Сёмушкина (тяготеющей к описательности, но при этом, однако, умело
стилизующей характер мировосприятия и образ мышления чукчей), то безусловной
остается ее этнографическая и историко-познавательная ценность.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх