Садофьев Илья Иванович
|
Другие персоны с фамилией Садофьев
Другие персоны с именем Илья Кто родился в этот день 24.07 Кто родился в этот год 1889 |
[12(24)7.1889, Петербург —17.7.1965, Ленинград]
— поэт, публицист.
Родился в семье сезонного рабочего — строгальщика петербургского завода Сан-Галли. Когда Садофьеву
исполнилось 5 лет, родители вернулись в родное с. Серебряные Пруды Тульской губ., где и прошло
детство будущего поэта. Проучившись 2 зимы в земской школе, он ходил пастушонком за деревенским
стадом. 13-летним подростком в поисках работы Садофьев приехал в Петербург, поступил мальчиком в
чайную, затем работал на разных заводах столицы. В годы первой русской революции сблизился с
революционерами-подпольщиками, усиленно занимался самообразованием, посещал общеобразовательные
курсы при реальном училище А.С.Черняева. Важную роль в творческом самоопределении Садофьева
сыграли Н.Рыбацкий (Н.И.Чирков), поэт петербургских рабочих окраин, и М.Горький.
Как политически неблагонадежный, Садофьев постоянно подвергался преследованиям со стороны
заводской администрации и полиции, в дек. 1916 был сослан на 6 лет в Якутию, откуда его освободила
Февральская революция. После Октября С. принимал активное участие в общественно-политической
жизни страны, был членом Петросовета, заседателем революционного трибунала, членом рабочей
дирекции Металлического завода. В годы Гражданской войны служил в политотделе Юго-Западного
фронта. Вернувшись в Петроград, руководил литературным отделом Пролеткульта, позднее возглавил
Ленинградский союз поэтов.
Свои первые стихи Садофьева публиковал в большевистских газетах «Правда» и «Стойкая мысль» под
псевдонимами Яксень Ачкасов, Антон Кализна, Илья И. и др. Позже в журнале «Свободная мысль», помимо
поэтических опытов, помещал статьи и рассказы; с 1917 оставляет свои псевдонимы, выступает в
журнале «Звезда», «Грядущее», «Кузница», альм. «Ковш» и др. под настоящим именем. Как и у
большинства пролетарских поэтов (В.Казин, М.Герасимов, В.Александровский и др.), господствующей
темой его ранних стихов была тема труда, гражданского долга, революционного подвига, лирическим
героем — рабочий, борец с социальной несправедливостью («У станка», «В заводе», оба — 1913;
«Захлопнул дверь за мной...», 1916). В них отражена биография героя, во многом сходная с биографией
автора. За стихотворение «В заводе» Садофьев был привлечен к судебной ответственности «за
возбуждение вражды между рабочими и работодателями».
В первые годы Октября Садофьев был подвержен пролеткультовским влияниям. Полагая, что почвой для
новой поэзии должны стать «гранит и железо», насыщенные машинным ритмом, Садофьев обращается к
стихотворным опытам передачи динамики трудовых процессов. Масштабность и космизм, радостное
восприятие мира, стилевой эклектизм — отличительные особенности абстрактно-романтических стихов
Садофьев той поры («Ко Вселенной», «Всемирный товарищ», оба 1917-18, и др.). Широкую известность
Садофьев как пролетарскому поэту принес сб. «Динамо-стихи» (1918, выдержал 6 изданий в короткий
срок). Книга была тепло встречена В.Брюсовым, который особо выделял средитворчества
поэтов-пролеткультовцев поэзию Садофьева как «наиболее самостоятельную по форме», отмечал, что он
«поэт сильных и восторженных чувств, великого революционного пафоса, для которого <...> нашел
соответствующее выражение» (Брюсов В. Вчера, сегодняи завтра русской поэзии // Печать и революция.
1922. №7. С.63). Одновременно с «Динамо-стихами» в лирике Садофьева звучали и реалистические
мотивы: «Пахнет степью, лесом, полем, / Широтой, раздольем, волей, / Солнцем, зорями и росами, /
Ароматом трав, покосами, / Пахнет спелыми, медовыми / Плодородьями садовыми...» («Дети», 1918). В
годы нэпа, когда многие пролеткультовцы растерялись и не могли перестроить
абстрактно-романтическую лирику сообразно новым требованиямвремени, Садофьев осудил своих бывших
коллег за пристрастие к голой риторике, за оторванность от живой жизни: «Слушай голос Военкома»
(1922), «Разворот героики» (1923): «Мы немало скакали по свету / И пыталися солнце поймать,— / Не пора
ль, не пора ли поэтам / Человечьей дорогой шагать!» В 1920-е значительно расширяется тематический и
жанровый диапазон его поэзии — от романтической приподнятости («Индустриальная свирель», 1920-21)
он переходит к бытовым зарисовкам, лирическим раздумьям («На улице», 1922; «Старый рабочий», 1923;
«Вдохновение», 1924). Тема труда в лирике Садофьева становится определяющей. Он ратовал за героику
будней, звал читателей на «индустриальный тракт» («Сегодня», 1930). Писал о новом человеке —
строителе социализма, воспевал трудовой героизм, доблесть, советский патриотизм («Побеждающая
жизнь», 1925; «Кованое время», 1926; «России», «Песня о Родине», оба — 1937, и др.).
Лирическая сторона таланта Садофьев завоевывала все большее место в его творчестве (сборник
«Простей простого», 1926; «Звонкая кровь», 1927, и др.). Он создает лирические циклы («На родной
земле», 1936). В лирике Садофьева конца 1920-х — начала 1930-х усиливается лирико-песенное начало,
входят темы, связанные с внутренним миром человека («Синие глаза», 1925; «На северном ветру», 1927;
«Я ее не встретил», «Незабываемое», «Багряный листопад», все — 1933, и др.).
Живой интерес (особенно в эпоху коллективизации) Садофьев проявлял к жизни деревни («Заморина
слободка», 1918-23; «Мое детство», 1923; цикл «На родной земле» и др.). «Рабочая» и «крестьянская»
стихии в творчестве поэта тесно переплетались.
В годы Великой Отечественной войны Садофьев был на Урале, выступал в региональной печати со
стихами, писал лозунги и тексты к плакатам и Окнам ТАСС, руководил секцией Свердловского отделения
Союза советских писателей. Выпустил книгу стихов «У родимого села» (1942), составил и отредактировал
«Антологию уральских поэтов».
В послевоенные годы Садофьев выступал со стихами в защиту мира, создал цикл стих, о Ленинграде. В
1953 вышел его сборник «Песни о Родине», явившийся отчетом о творческой работе поэта за 40 лет.
Помимо литературно-педагогической работы, Садофьев занимался переводами с украинского,
белорусского и литовского языков.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх