Садовской Борис Александрович
|
Другие персоны с фамилией Садовской
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 22.02 Кто родился в этот год 1881 |
[10(22).2.1881, г.Ардатов Нижегородской губ.— 5.3.1952, Москва]
— поэт, прозаик, критик.
Сын историка А.Я.Садовского. Первоначальное образование получил в нижегородском Дворянском
Александровском институте и местной гимназии, затем (с 1902) учился на историко-филологическом
факультете Московского университета (окончил в 1906). Впервые выступил в печати в янв. 1901 (стих.
«Иоанн Грозный» в газете «Волгарь»). Как поэт, тяготел к символизму, был связан дружбой или близким
знакомством с Андреем Белым, Блоком, Брюсовым, пригласившим его сотрудничать в «Весах». Печатался
также в «Русской мысли», «Речи», «Биржевых ведомостях» и др., не порывая связи с нижегородской
прессой. Первый поэтический сборник Садовского «Позднее утро» вышел в 1909, когда автору было 28
лет (откуда, видимо, и чазвание). За ним последовали наиболее известный «Самовар» (1914), «Полдень»
(1915), «Обитель смерти» (1917), свидетельствовавшие о неоклассических устремлениях автора: внешне
связанный с символистами, Садовской внутренне ощущал себя наследником Пушкина и Фета. Это особенно
заметно в историко-литературных книгах Садовского: «Русская Камена» (1910), «Озимь» (1915),
«Ледоход» (1916), содержавших и статьи о современной поэзии. Наиболее значительными
историко-литературными работами Садовского были исследования, посвященные биографии и творчеству
Фета (в сборник «Ледоход»). Проза Садовского (сборник «Узор чугунный», 1911; «Адмиралтейская игла»,
1915), преимущественно посвященная «давно прошедшему», отличается стилизацией «под эпоху».
Используя язык реконструируемого времени, Садовской широко пользовался приемом воссоздания
дневников, переписки, мемуаров. Это сказывалось и на выборе заглавий («Из бумаг князя Г.», «Дневник
генерала» и др.).
В конце 1916 Садовского разбил паралич, и он оказался фактически вне литературы. Революции 1917
были восприняты им как крушение обжитого мира. Близкий в начале 1920-х к самоубийству, Садовской при
поддержке друзей все-таки выстоял и продолжал активную литературную деятельность, хотя его почти
не печатали. «Новое время» требовало «новых песен»; увидели свет только сборник «рассказов в стихах и
прозе» «Морозные узоры» (1922) и роман «Приключения Карла Вебера» (1928). Очевидно, результатом
этого были недавно раскрытые мистификации Садовского. В частности, от имени вымышленного Николая
Ивановича Попова — «однокашника» С.М.Степняка-Кравчинского по Лесному институту (одновременно с
ним учился отец Садовского) и «литературного секретаря» Некрасова — Садовской в 1926 отправил в
редакции журналов «Былое» и «Красная нива» «воспоминания» о Некрасове и Степняке-Кравчинском с
приложением стихотворений. «Воспоминания Н.И.Попова» о Некрасове, содержавшие «неизвестное
стихотворение» «Солнышко село. Тюремной решетки...» было тогда же опубликовано (Красная нива.
1926. №30; публ. Садовского «Из архива покойного Н.И.Попова»). «Воспоминания» о
Степняке-Кравчинском и 5 (из 12) стихотворений, (известно, что Степняк-Кравчинский писал стихи, но они
не обнаружены) увидели свет через 40 лет (Синее небо отчизны моей // Неделя. 1965. №3; публ.
С.С.Волка из архива П.Е.Щеголева). С именем Садовского связана также публикация его собственного
стихотворения «В роще» (1912) в СС Блока (Т.3. М., 1960) и Есенина (Т.5. М., 1962) и «Солдатской сказки»
под именем Блока (Новая Россия. 1926. №3). К этому же времени относятся, с другой стороны, ценные
«Записки» Садовского, охватывающие 1881-1916. Перевезенный в 1929 из Нижнего Новгорода в Москву,
Садовской поселился в церковном подвальчике Новодевичьего монастыря, где провел остаток жизни. Его
считали умершим, но он продолжал активную литературную деятельность. Кроме недавно
опубликованных романа «Пшеница и плевелы» (о Лермонтове и Н.С.Мартынове) и повести «Табакерка» им
были написаны также считающиеся утраченными романы «Современник» о «шестидесятниках», «Первое
марта» о народовольцах, пьеса «Федор Кузьмич», связанная с легендой об Александре I, и др. В обширном
архиве Садовского (РГАЛИ) сохранился «Дневник», представляющий собой яркую панораму литературной
жизни начала XX в.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх