AZ-libr.ру

информационный портал





Садовской Борис Александрович
[22.02.1881-05.03.1952]

  Другие персоны с фамилией Садовской
Другие персоны с именем Борис
Кто родился в этот день 22.02
Кто родился в этот год 1881

       [10(22).2.1881, г.Ардатов Нижегородской губ.— 5.3.1952, Москва]
       — поэт, прозаик, критик.
       Сын историка А.Я.Садовского. Первоначальное образование получил в нижегородском Дворянском Александровском институте и местной гимназии, затем (с 1902) учился на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1906). Впервые выступил в печати в янв. 1901 (стих. «Иоанн Грозный» в газете «Волгарь»). Как поэт, тяготел к символизму, был связан дружбой или близким знакомством с Андреем Белым, Блоком, Брюсовым, пригласившим его сотрудничать в «Весах». Печатался также в «Русской мысли», «Речи», «Биржевых ведомостях» и др., не порывая связи с нижегородской прессой. Первый поэтический сборник Садовского «Позднее утро» вышел в 1909, когда автору было 28 лет (откуда, видимо, и чазвание). За ним последовали наиболее известный «Самовар» (1914), «Полдень» (1915), «Обитель смерти» (1917), свидетельствовавшие о неоклассических устремлениях автора: внешне связанный с символистами, Садовской внутренне ощущал себя наследником Пушкина и Фета. Это особенно заметно в историко-литературных книгах Садовского: «Русская Камена» (1910), «Озимь» (1915), «Ледоход» (1916), содержавших и статьи о современной поэзии. Наиболее значительными историко-литературными работами Садовского были исследования, посвященные биографии и творчеству Фета (в сборник «Ледоход»). Проза Садовского (сборник «Узор чугунный», 1911; «Адмиралтейская игла», 1915), преимущественно посвященная «давно прошедшему», отличается стилизацией «под эпоху». Используя язык реконструируемого времени, Садовской широко пользовался приемом воссоздания дневников, переписки, мемуаров. Это сказывалось и на выборе заглавий («Из бумаг князя Г.», «Дневник генерала» и др.).
       В конце 1916 Садовского разбил паралич, и он оказался фактически вне литературы. Революции 1917 были восприняты им как крушение обжитого мира. Близкий в начале 1920-х к самоубийству, Садовской при поддержке друзей все-таки выстоял и продолжал активную литературную деятельность, хотя его почти не печатали. «Новое время» требовало «новых песен»; увидели свет только сборник «рассказов в стихах и прозе» «Морозные узоры» (1922) и роман «Приключения Карла Вебера» (1928). Очевидно, результатом этого были недавно раскрытые мистификации Садовского. В частности, от имени вымышленного Николая Ивановича Попова — «однокашника» С.М.Степняка-Кравчинского по Лесному институту (одновременно с ним учился отец Садовского) и «литературного секретаря» Некрасова — Садовской в 1926 отправил в редакции журналов «Былое» и «Красная нива» «воспоминания» о Некрасове и Степняке-Кравчинском с приложением стихотворений. «Воспоминания Н.И.Попова» о Некрасове, содержавшие «неизвестное стихотворение» «Солнышко село. Тюремной решетки...» было тогда же опубликовано (Красная нива. 1926. №30; публ. Садовского «Из архива покойного Н.И.Попова»). «Воспоминания» о Степняке-Кравчинском и 5 (из 12) стихотворений, (известно, что Степняк-Кравчинский писал стихи, но они не обнаружены) увидели свет через 40 лет (Синее небо отчизны моей // Неделя. 1965. №3; публ. С.С.Волка из архива П.Е.Щеголева). С именем Садовского связана также публикация его собственного стихотворения «В роще» (1912) в СС Блока (Т.3. М., 1960) и Есенина (Т.5. М., 1962) и «Солдатской сказки» под именем Блока (Новая Россия. 1926. №3). К этому же времени относятся, с другой стороны, ценные «Записки» Садовского, охватывающие 1881-1916. Перевезенный в 1929 из Нижнего Новгорода в Москву, Садовской поселился в церковном подвальчике Новодевичьего монастыря, где провел остаток жизни. Его считали умершим, но он продолжал активную литературную деятельность. Кроме недавно опубликованных романа «Пшеница и плевелы» (о Лермонтове и Н.С.Мартынове) и повести «Табакерка» им были написаны также считающиеся утраченными романы «Современник» о «шестидесятниках», «Первое марта» о народовольцах, пьеса «Федор Кузьмич», связанная с легендой об Александре I, и др. В обширном архиве Садовского (РГАЛИ) сохранился «Дневник», представляющий собой яркую панораму литературной жизни начала XX в.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:48:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"