Сагатовский Валерий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Сагатовский
Другие персоны с именем Валерий Кто родился в этот день 11.01 Кто родился в этот год 1933 |
- специалист по метафилософии, онтологии, гносеологии, философской антропологии; доктор философских наук, профессор
Род. в Ленинграде.
В 1955 окончил философский факультет ЛГУ.
Работал учителем на Горном Алтае.
С 1959 по 1977 преподавал философию в Томске (медицинский институт: с 1959 - ассистент, с 1965 - доцент, 1969 - заведующий кафедрой; университет: профессор с 1973),
с 1977 - в Симферополе (университет: профессор, с 1984 - заведующий кафедрой).
С 1993 - профессор СПбГУ.
Действительный член Академии гуманитарных наук.
Кандидатская диссертация - "Чувственные основы и логическая природа понятия" (1962).
Докторская диссертация - "Основы систематизации всеобщих категорий" (1969).
Как отмечает Сагатовский, не принимая новых догм о "конце метафизики", смерти Бога и человека и стремясь избежать крайностей как идеологической ангажированности, так и "игры в бисер", он последовательно разрабатывал целостную философскую концепцию "развивающейся гармонии" как основу ноосферного мировоззрения. Искомая целостность, по убеждению Сагатовский, задается онто-антропологическим принципом (укорененность сущностных человеческих качеств в атрибутах бытия) и принципом взаимодополнительности нередуцируемых друг к другу уровней бытия (способов существования, данности друг другу). Такими уровнями являются материя (существующая относительно объективных взаимодействий), идеальное (душа, экзистенция), существующее относительно субъективной интерпретации, и трансцендентное (дух), как непредикативная самотождественность целого. Этот подход позволил в метафилософии рассмотреть философствование как рефлексию предельных оснований и сущностных возможностей отношения человека к миру.
В онтологии построена специфическая система всеобщих категорий - сначала как атрибутов материи, а в настоящее время- как атрибутов бытия в целом. Дана трактовка соотношения относительного и абсолютного бытия как коррелятивного взаимодействия и присутствия, в которой осуществлена критика любых попыток натурализации и антропоморфизации абсолюта.
В гносеологии предложена уровневая концепция идеального бытия человека как единства релятивно-информационного и субстанциального (фундаментального настроя) уровней; продолжены в применении к современным реалиям отечественной традиции "цельного знания" и "цельного опыта", рассмотрены в этом контексте специфика и возможности интервального и системного подходов; показано соотношение субъектно-объектного познания, субъектно-субъектного понимания и глубинного общения с трансцендентной реальностью (в конкретной интерпретации - науки, искусства и нравственности, религиозного чувства, основными формами которых являются стремящееся к однозначности знание, полиинтерпретируемый символ-метафора и "мудрость молчания" в медитации).
В философской антропологии и аксиологии показано соответствие систем сущностных (интегральных) качеств человека - универсальных аспектов жизнедеятельности - базовых ценностей; отстаивается позиция, согласно которой сущностью человека является диалектика свободы и ответственности в творческом доопределении бытия.
В социальной философии - очерчены основы целостно-интеракционного подхода, где жизнедеятельность социо-антропология, целостности предстает как взаимодополнительное единство естественно-исторического процесса, деятельности и глубинного общения в динамике, а в статике соответственно как единство естественно-исторической формации (обобщение понятия общественно-экономической формации), культуры и духовной атмосферы; предложены критерии нормы и прогресса в нелинейном ходе истории с позиций органического единства основных уровней бытия мира и человека и роли последнего в космическом процессе "становящегося всеединства" на основе свободного выбора.
В целом разрабатываемая философская концепция служит обоснованием философско-мировоззренческого направления - антропокосмизма, в котором на смену антропоцентризму (приоритет человека) и тео- или космоцентризма (приоритет надчеловеческих сущностей) приходит идея паритета, диалога и сотворчества человека и мира. Реализацией идей антропокосмизма должна явиться стратегия движения к ноосфере как развивающейся (т.е. содержащей в себе имманентный момент противоречий и трагичности) гармонии личности, общества и природы на основе принятия самоценности каждой из сторон; и это - единственная альтернатива глобальной катастрофе. Применяя свою философскую концепцию к разработке соответствующего мировоззрения, Сагатовский предпринял анализ "русской идеи", суть которой он видит в принятии соборности (солидарности), преодолевающей на основе взаимного признания самоценности индивидуального и целого, ограниченности индивидуализма и либерализма, с одной стороны, и коллективизма и тоталитаризма, с другой. С этих же позиций он рассмотрел проблемы и перспективы в решении глобальных проблем.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх