Савенко Эдуард Вениаминович
|
Другие персоны с фамилией Савенко
Другие персоны с именем Эдуард Кто родился в этот день 22.11 Кто родился в этот год 1943 |
[22.11.1943, г.Дзержинск]
— прозаик, публицист.
Из семьи военнослужащего войск НКВД. Детство и юность связаны с Харьковом; с 1967 жил в Москве, в
1974 эмигрировал в США, в 1983 — переехал во Францию; в 1991 возвратился в Россию; с апр. 2001 до
июля 2003 находился в заключении в Лефортовской тюрьме Лимонов мотивировал «бегство» поиском
«творческой свободы, то есть возможности печатать здесь свои ненужные, нужные только там, в России,
произведения». Литературная учеба и первые шаги творчества связаны с Литературным институтом и
поэтической студией Арс.Тарковского, Лимонов присоединился к группе «СМОГ» (Самое Молодое
Общество Гениев) и «выпустил» в самиздате книги стихов («Русское», «Мой отрицательный герой» —
опубликовано в России в 2003). Широко известный в литературных и читательских кругах Соединенных
Штатов и Европы, Лимонов начал печататься в России с 1991; за 14 лет здесь опубликовано 16 его
романов: автобиографическая трилогия — о жизни до творчества; «Эдичка» и 12 др. (в т.ч. «Анатомия
Героя», «Дисциплинарный санаторий», «Иностранец в смутное время», «Книга воды», «Убийство
часового», «Укрощение тигра в Париже», «По тюрьмам»), где «правда» соседствует с неомифологическим
«вымыслом», утопия с антиутопией, а все вместе они составили «одиссею» «Эдички», в дальнейшем
обретшего немало иных имен. Вышли в свет 4 сб рассказов («Американские каникулы», «Великая мать
любви», «В плену у мертвецов», «Девочка-зверь»), 4 книги публицистических эссе («Исчезновение
варваров», «Другая Россия», «Контрольный выстрел», «Русское психо»), книга об умерших спутниках
жизни, 2 политических книги — «Лимонов против Жириновского», «Охота на Быкова», очерк «Моя
политическая биография».
Путь Лимонова, по его словам, подчинен «зову судьбы»: она могла сделать его и мореплавателем, и
историком, и естествоиспытателем. Но, получив «удар» литературы (Блок, Есенин, Хлебников), Лимонов
стал ее подвижником и «современным героем». «Во времена мушкетеров он добывал бы подвески
королеве, в революцию он был бы комиссаром. Он мог быть миллионером, генералом, президентом».
Однако в Харькове и Москве середины века «только статус богемного поэта давал герою надежду
завоевать мир» (Вайль П., Генис Д.— С.84.). Главное амплуа Лимонова — «солдат на посту пишущей
машинки, смело разоблачающий им же сделанную биографическую легенду Лимонова о <Лимонове>».
(Гольдштейн А.— С.347).
В творчестве Лимонов возвышаются 4 опорные точки. Первая — роман «Это я — Эдичка»: в нем полно
выразился художник эпатирующего, взрывного, скандального, агрессивного «грязного реализма». На
другом полюсе вторая точка — повесть «У нас была Великая эпоха»: «ёрничая и дурачась, Лимонов
показал действительное величие трагической эпохи», где в сердцевине повседневной мифологии
находится основной миф «о генералиссимусе, которого полагалось благодарить за счастливое детство»
маленькому герою с его «большими трудностями и бедствиями». Повесть-воспоминание дезавуировала
«тотальный гипноз», вызывала «недоверие к мифам Эпохи», помогала «обрести смелость смотреть правде
в глаза», сохраняя «любовь, снисхождение к заблуждениям и ошибкам старших...» (Пронин Вл.— С.54-55).
Для раскрытия и разоблачения мифов новейшего времени (третья точка) Лимонов предпринимает
«журналистское расследование» «Охота на Быкова». А чреде прошедших мифов из жизни российских
«героев» посвящена «Книга мертвых» (4-я точка).
Творчество Лимонов на карте литературы специалисты определяют в терминах «андеграунд»,
«постмодернизм», «рок» («писатель городского чрева»), маргинальная культура, вивризм и др. Общее
отношение к Лимонов сформулировал Сергей Довлатов: «Лимонов — талантливый человек, современный
русский нигилист. Эдичка Лимонов — прямой базаровский отпрыск». Его «все ругают» и «все читают»:
«талант — большое дело» (Неизвестный Довлатов. СПб., 1995. С. 238).
Лимонов, по его признаниям и самохарактеристикам, принадлежит к разряду ницшевистов, парадоксально
сочетающих в себе безудержный индивидуализм с бескрайним эстетизмом. Он испытывает «нелюбовь к
уродливым, бесполезным и бездарным людям»: они «оскорбляют в нем чувство эстетизма»
(«Обыкновенная драка»). Его «существование всегда отличалось судорожным экстремизмом», как у
людей, «которые вдруг меняют жизнь в борделе на жизнь монастырскую» («Великая мать любви»). Все
эти качества он называет «любовью к безумию»: «я культивирую не логику, а наслаждение. Мои
болезненные ощущения доставляют мне удовольствие...» («Дневник неудачника»). Разумеется, между
писателем Лимоновым и его персонажами нет знака равенства, но за головокружительными
экспериментами «эдичек» стоит определенная философия их создателя. «Несмотря на сводящий скулы
национал-большевизм, хлестаковское упоение собственной значительностью, Лимонов остается
литератором до мозга костей. Он создает миф из собственной жизни, он литературен и написан как
единый, авантюрный роман» (Латынина А. // Литературная газета. 2000. №41. С.10).
«Постмодерность» Лимонова проявляется в созидании «своего» несгораемо-переменчивого образа. Его
персонажи меняют маски, «а он сам, их отец и создатель, располагается где-то поверх, на недоступном
для них метауровне». Он «выступает... в ореоле кристаллизовавшегося биографического предания...»;
«Лимонов владеет редчайшим искусством трансформации бытового сора и пепла, гигантских стоячих
мусорных куч банально пережитого — в динамическую словесность, да так, что мнится, будто автор
параллельно литературе реализовал удивительно захватывающую, авантюрную и глубокую жизнь»
(Гольдштейн А.— С.342).
Встреченный большинством критиков в штыки, Лимонов был вынужден предложить автоинтерпретацию
своего текста. Лимонов называет себя творцом совр. романа, который «необходимо безжалостен,
революционен, безумен, пошл и вульгарен. Так же как революционны, пошлы и вульгарны книги Жана
Жанэ, Хуберта Селби, Генри Миллера, Пазолини, Чарльза Буковского, Вильяма Берроуза... Критик Джон
Оке именно и поместил меня в компанию вышеназванных писателей. <...> Чем я и горжусь. Мои книги
живые... К такой литературе близок был уже Максим Горький, в этом направлении развивались Леонид
Андреев, Замятин, Пильняк, Платонов, Шолохов. Они шли... ко все большей жестокости и искренности...»
(«Нечистый Лимонов и его "чистые критики"»). Заглавие «Это я — Эдичка» апеллирует к заглавию книги
Рокуэлла Кента «Это я, Господи». В нем «звучит уверенность и гордость, сила человека, крепко стоящего
на земле и чувствующего свою равноценность Богу». «Это я — Эдичка» произносится шепотом, и нет
ответа ни от Господа, ни от людей. И тогда душа «Эдика» «пытается ощутить себя через свое тело», «...
это путь эротической актуализациии своей личности»: «странная экзистенциальная ситуация» (Донде А.
— С.294, 298). В то же время «Эдичка» и все другие романы Лимонов о любви — это «романы о ревности»,
а мотив измены — символ «недостижимостей, сублимировавшийся в сексуальную культуру» (Вайль П.,
Генис А.— С.86).
Плотный подтекст в романе образует интертекстуальный уровень. Внутреннее движение сюжета
определяется взаимодействием между мифологией самой жизни и традиционными мифами и легендами
древности, неомифологией русской и мировой литературы. Среди мифов о жизни передний план занимают
3 главных: миф о Герое, миф о Городе и миф о Любви. Каждый из них окружен кольцом литературных
контекстов. Дополнительные жанровые определения почти все связаны с мифом о Герое. Эдичка
называет роман «путевым дневником», своей «одиссеей». Фабула сосредоточена на поисках приключений,
цель которых — узнать Город, найти себя и пережить Любовь. Портрет героя составлен из пороков его
поколения и являет собой пример безнравственного человека своего времени. Писатель придерживается
«скандальной стилистики».
Соответственно канону жанра путевого дневника выстраивается контекст путешествующих: Одиссей
(Гомер), Печорин (Лермонтов), «босяк» (М.Горький). Следующий жанровый эпитет — «вопль, плач»
одинокого, покинутого, «отщепенца, выпавшего... из семьи... из Старой Родины... из Новой Родины...». В
этом случае в подтексте романа мерцает образ героя «Записок из подполья» Ф.Достоевского.
Самохарактеристика подпольного человека у Достоевского и «подонка» Эдички совпадают: они злобны,
агрессивны, эгоистичны «от слабости», оба «наговаривают» на себя и наслаждаются своим отчаянием.
Литературный контекст ведет далее к трагической фигуре Григория Мелехова, к героям-эмигрантам
Э.Хемингуэя, Э.М.Ремарка, Г.Миллера, Г.Газданова...
Жанр романа «Это я — Эдичка» может быть определен и как «воспоминание-исповедь» о том, как Эдичка
«жил» каждую «главу своей судьбы» на улицах Нью-Йорка.
Так возникли миф о Городе и миф о Любви. В обоих звучат гимны и проклятия. Гимн Городу — совр. модели
Вселенной и гимн высокой Любви — братству единоверцев. Проклятия — цивилизации и ее деспотическим
Системам, где человеку улицы «нет места» и где интимная любовь поругана и отнята. Оба мифа
ориентированы на язычество и христианство. «Она» прекрасная Елена, грешная Мария Магдалина и
неисправимая Настасья Филипповна. «Он» — Эдичка, Раскольников, Ставрогин, новый Христос. После
«распятия», воскресая, он приходит к апологии Силы, Державы, Нации, др. идолам «революции». В
положительной программе романа смешаны христианские заповеди с коммунистическими проповедями,
идеи любви-свободы и любви-насилия, национальных единений и националистических предпочтений.
«Несчастный, сгусток русского духа», великий комбинатор любви, Эдичка в итоге приходит к «русской
идее» — любви. Она служит источником и сублимацией творчества, ей следует «без остатка» отдать
себя, стать Мессией, новым Христом, предназначенным снять со всех людей улицы, женщин и мужчин,
проклятие нелюбви.
«Это я — Эдичка» — роман утопия и антиутопия; он занимает место эпицентра в романной эпопее писателя
и во всем его творчестве.
Автобиографическая трилогия Лимонова «У нас была Великая эпоха», «Подросток Савенко», «Молодой
негодяй» создавалась в русле известного в мировой классике жанра романа воспитания, открытого
гётевским «Вертером», завершенным горьковскими «Моими университетами». Герой трилогии Эдуард
Савенко проходит законоположенный путь «от неопределенности детства через завоевание права на
личность к всеобщему признанию» (Вайль П., Генис А.— С.81.), не утрачивая авангардистской жесткости
и жестокости «Эдички». Со временем меняющий имена и маски «Лимонов» мужает и преодолевает свои
амплуа «скандалиста, эпате-ра, маргинала» (Соловьев Вл.— С.15.), но остается верен поискам скрытой
сути и подлинной цены окружающего мира. Так, «Книга воды» «перерастает в агиографическую притчу о
взрослении Нарцисса. Помудревший и постаревший, он уже не отвергается, а благодарно принимается
всеми землями, всеми водами» (Голынко-Вольфсон Дм.— С.313).
Это особенно относится к 16-й части романной эпопеи — «По тюрьмам». По жанру это роман-исследование
о человеке в котле современности и в потоке истории. Помудревший «Эдичка» ощутил свою «природную
принадлежность» к российским зэкам: он «брат их, мужичок в пугачевском тулупе». Внутренний диалог с
классикой — с «Записками из Мертвого дома» и «Архипелагом ГУЛАГом» — способствует восприятию книги
как исторического романа, выявляющего специфику художественного, по преимуществу трагического,
содержания современного этапа российской истории и судьбы русского народа. Исток бед России, по
Лимонову, в том, что власть в современном государстве не имеет высшего статуса, дающего ей право
судить людей (его имели Монарх и Бог).
Этапной на творческом пути Лимонова стала «Книга мертвых». Она узнаваемо примыкает к «Некрополю»
Вл.Ходасевича, «Живым лицам» 3.Гиппиус и «Петербургским зимам» Г.Иванова: резкая правдивость,
умение запечатлеть самое характерное предполагали возможность возмущений и опровержений, а также и
неиссякающий интерес.
Внимание читателей привлекло «журналистское расследование» о «красноярских джунглях» «Охота на
Быкова» — «редкой силы таланта, объективности и сдержанности» (Работнов Ник. - С.212).
Политическая деятельность Лимонова, создание им национал-большевистской партии находится в русле
постмодернистской творческой и поведенческой игровой стихии. Главным в политической работе Лимонов
считает создание Мифа. В нем взамен идеи «патриархального патриотизма» предложена идея
«авангардного (или красного) национализма».
Пишущие о Лимонове подчеркивают в его личности и творчестве наличие игрового начала: «Лимонов —
это вечный ребенок, недоигравший в детстве,.. Его "фашизм" — имитация. Его уродливый инфантилизм
разрушителен. Наш герой готов превратить всю страну, весь мир в свою игровую территорию» (Шевченко
Л.— С. 24). А.Латынина приводит известные слова Лимонова: «Я не писатель. Я репортер моей жизни...
Коллег... занимает примитивная старая игра в слова. Я играю в жизнь». Латынина добавляет: «игра
обошлась недешево: полтора года пребывания в Лефортово» (С.163). Г.Владимов подчеркивает
системность игры Лимонова: игровое все: внешний вид (солдатская шинель, дорогие очки, модные брюки),
демонстративное появление на войнах Приднестровья, Абхазии, Югославии, игра в политические партии.
Творчество Лимонов представительствует феномен постмодернистского художественного мышления и
поэтического языка. Парадигма постмодернизма Лимонова содержит в своем составе тотальный бунт,
негативизм, волю к разрушению, ломку и уничтожение «всего». В качестве непременного сопровождения
деструкции сопутствует эпатажная техника: ненормативная лексика («уличная языковая стихия»),
сексуальный антураж, эмоциональные атаки («вопли», «бреды»). Мышление и язык творчества Лимонова
устремлены к одной цели: к преодолению экзистенциального одиночества любыми средствами. В романе
«По тюрьмам» приоткрылся путь преодоления: выход из своего бунтующего и замкнутого «я» в мир
соотечественников, в размышления над исторической судьбой родины, непростыми
социально-политическими и социально-психологическими коллизиями современности.
Лимонов переведен почти на все европейские языки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх