Рощин Борис Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Рощин
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 17.10 Кто родился в этот год 1935 |
[17.10.1935, Ленинград]
— прозаик.
Окончил Ленинградское военно-инженерное училище (1958), служил в армии кадровым
офицером, много лет командовал аварийно-спасательными подразделениями
подводников и взрывников. За личное мужество при спасении людей награжден
боевой наградой — медалью «За отвагу». После увольнения в запас работал
фотокорреспондентом, грузчиком, экскурсоводом — всего освоил около 20
специальностей.
Начало творческой деятельности относится к 1956, когда в ленинградской окружной
военной газете «На страже Родины» появились первые очерки и рассказы. Занимался
в литературном объединении этой газеты, а также в литературном объединении
«Мастерская» при журнале «Аврора».
Начиная с 1973, Рощин публикуется в альманахе «Молодой Ленинград», журналах
«Нева», «Аврора», «Студенческий меридиан», «Звезда», «Пограничник», «Искорка» и
др. В 1974 окончил заочное отделение Литературного института им. Горького. Член
СП СССР с 1976. Первая книга — сборнике повестей и рассказов «Мужские будни»
вышла в 1976.
В 1982 стал призером Всесоюзного конкурса СП СССР на лучший рассказ. Был членом
редколлегии Лениздата, членом редколлегии редакции «Повести ленинградских
писателей», рецензентом ряда издательств.
В 1997 избран профессором Международной Славянской академии.
О Рощин как о многообещающем прозаике заговорили сразу после его успешного
дебюта в периодике. Повести «Грузчики», «Тревога» привлекали прямотой авторской
позиции и глубоким знанием изображаемой действитепьности. Книга очерков «По
родному краю с миноискателем и фотоаппаратом» (1976) — динамичное повествование
о работе подвижной группы разминирования, которую возглавлял Рощин. Он с
теплотой рассказывает о своих сослуживцах, которые бесстрашно выполняют свою
задачу.
В предисловии к сборнику «Мужские будни» (1976) В.Субботин отмечал своеобразие
художественного письма Рощин, его умение немногословными плотными мазками
создавать выпуклые, запоминающиеся картины: «Идет не из литературы в жизнь, а
из жизни в литературу». Оптимизм писателя, отмеченный критикой, был обусловлен
«не поворотами сюжета, а тем, что персонажи книги — люди интересные, и нелегкая
жизнь у них, как сказано в "Неудачной фотографии", "не сумела отобрать
человечности"... Герои органичны и естественны в поисках добра» (Барбой Ю.
Удачный дебют // Нева. 1977. №4. С.190). Рощин хорошо знаком с
профессиональными деталями дела, о котором пишет. «Передача поэзии артельного
труда — одна из самых сильных сторон прозы Бориса Рощина» (Кавторин В. В
поисках доброты // Нева. 1982. №11. С.166). Но главное для писателя — выявить
нравственный потенциал человека.
Повесть «Не без добрых людей» (1981) рассказывает об ужасающей атмосфере
алкоголизма, преступности и делячества, царящей на овощной базе. Вначале лишь
студент-математик не боится открыто выступать против махинаций заведующего.
Борьба с проходимцем заканчивается победой. Финал повести оптимистичен:
персонажи находят путь к нравственному возрождению. Критики отмечали, что
психологической правде образа зачастую противоречит желание автора поскорее
устроить все «хорошо» (Щеглова Е. [Рец.] // Звезда. 1982. №7. С.197).
Подводя итог первому периоду творчества Рощина, С.Воронин отмечал, что книги
написаны «человеком с очень внимательным и заинтересованным взглядом на людей и
жизнь, в которой всегда имеется и доброе, и злое, и смешное, и горькое... Они
утверждают веру в человека...» (Воронин С.— С.6).
Новый творческий импульс Рощину дали перемены в стране, начавшиеся с середины
1980-х. В попытке художественно осмыслить происходящее с Россией Рощин создает
первое произведение крупной формы. 1-я часть романа «Железный люк в потолке»
опубликована в журнале «Звезда» в 1991 (№1, 2), вызвав восторженные отзывы
рецензентов, которые замечали, что «роман сопоставим по качеству с книгами
Солженицына», однако вторую часть редколлегия журнала публиковать отказалась.
Отдельным изданием роман целиком вышел в 2001.
Книга Рощин представляет собой «первое высокохудожественное осмысление
перестройки от ее начала до октябрьских событий 1993 года (расстрел
парламента)» (Сабило И.— С.4). Роман затрагивает как извечные вопросы бытия,
так и самые больные проблемы современности, очень точно отражая социальные,
национальные, политические, нравственные проблемы («утечка мозгов», уничтожение
генофонда, моральная растерянность народа и другие). «Рукой талантливого
писателя водит не заданность, а правда... В творчестве Рощина отсутствует
злоба, и потому герои его романа живые, понятные люди... автор предоставляет
самому читателю решать извечный вопрос: "Что делать?"» (Сабило И.- С.13)
Колоритна фигура отставного генерала и активного политика Жигайлова, готовящего
танковые экипажи для стрельбы по парламенту, кинорежиссера, прообразом которого
послужил С.Говорухин, писателя Смирнова — своеобразного «героя нашего времени».
Несмотря на трагедийность множества картин и сцен, автор наполняет их юмором,
удачно оттеняющим повороты действия и характеры. В книге немало размышлений о
том, что недруги России стремятся вбить клин между православными верующими и
невоцерковленными, но совестливыми, национально мыслящими людьми. По мысли
автора, только их союз может стать преградой для воцарения сил зла. Роман
заканчивается евангельским парафразом: «Верь, и вера спасет тебя».
Рощин — «неповторимый русский писатель, самобытный, со своим видением мира,
читая которого, порой хочется закричать от боли и обиды за человека, за Россию»
(Сабило И.- С.14).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх