Розов Николай Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Розов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 16.03 Кто родился в этот год 1958 |
- специалист по социальной философии, философии. истории и культурологии; доктор философских наук.
Род. в Новосибирске.
Окончил факультет психологии МГУ (1983).
С 1987 ведет исследования и преподает в Новосибирском государственном университете.
Кандидатская диссертация - "Методологический анализ моделирования социокультурных объектов" (1989);
Докторская диссертация - "Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире" (МГУ, 1993).
С 1994 - руководитель международного электронного форума PHILOFHI (PHILosophy OF History and theoretical history) на английском языке.
С 1996 - администратор Архива философии в Интернете.
С 1997 - координатор международной сети Macrohistorical Dynamics.
Розов обосновывает возможность теории истории (ТИ) как позитивной науки (в противопоставление взглядам К.Поппера), систематизирует познавательные средства ТИ. На основе общих подходов наиболее продуктивных исследований в ТИ Розов разработал метод ТИ, включающий 9 основных этапов и ряд взаимосвязанных познавательных процедур.
Метод соединяет индуктивный, сравнительно-исторический и гипотетико-дедуктивный подходы, формальные, интуитивные и полуинтуитивные процедуры. В качестве онтологического основания для этого подхода используется схема четырех миров (к "трем мирам" К.Поппера Розов добавляет отдельную "социосферу" как область взаимодействий между индивидами, группами, обществами). В каждой онтологической сфере "живут" разные типы объектов (точнее, их аналитически выделяемых аспектов) и подчиняются разным законам. Взаимодействие между сферами происходит через "гибридные объекты". В трактовке проблемы свободы воли Р. развивает концепцию "мягкого детерминизма", согласно которой свобода воли, с одной стороны, существует, с другой стороны, всегда реально ограничена и во многом задается собственной прошлой историей.
В области этики и теории ценностей Розов обосновывает принципы конструктивной аксиологии и этику целостного сознания, сочетающую максимально широкий моральный и культурный плюрализм с ригористической защитой круга общезначимых ценностей. На основе использования "закона Юма", априористс-кой техники И.Канта и идей К.-О.Апеля и Ф. фон Кучеры Розов разрабатывает логическую схему выявления и обоснования общезначимых ценностей (в противопоставление к "высшим" - дюркгеймианским сакральным объектам, которые всегда будут различны для разных сообществ и культур).
В философии образования эта аксиологическая концепция применена им для систематической разработки иерархии ценностей гуманитарного образования с базовым принципом ориентации на интересы общества, сохранение культуры и свободное развитие личности.
В области истории философии Розов поставил проблему причинных факторов исторической динамики значимости философских проблем, проанализировал характеристики так назывемые "вечных проблем" или "проклятых вопросов" философии и выдвинул гипотезу о составе и многоуровневой сложной сети причинных факторов, таких как внутренние режимные (К.Маркс, Н.Элиас) и архетипические противоречия (К.Юнг, К.Леви-Стросс), публичное внимание к проблеме, когнитивный диссонанс, близость к центру внимания в узлах интеллектуальных сетей (Р.Коллинз), простота формулировки и т.д.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх