Розенфельд Усер Давидович
|
Другие персоны с фамилией Розенфельд
Другие персоны с именем Усер Кто родился в этот день 20.05 Кто родился в этот год 1934 |
- специалист по истории русской философии, социальной философии и культурологии; доктор философских наук, профессор
Окончил историко-филологический факультет Одесского педагогического института (1955), аспирантуру философского факультета ЛГУ (1965).
С 1965 работает в Гродненском государственном университете: старший преподаватель, доцент,
с 1990 - профессор кафедры философии, заведующий кафедрой культурологии (1991).
Кандидатская диссертация - "Философская мысль в Петербургском университете (20-50-е гг. XIX в.)" (1965).
Докторская диссертация - "Становление, эволюция и развитие мировоззрения Н.Г.Чернышевского" (1988).
На основе предложенного Розенфельдом понимания антропологического принципа в философии исследуются формирование и развитие антропологической традиции в русской философии, которая восходит к "русской антропологической школе" начала XIX в. (А.И.Галич, А.В.Никитенко, А.А.Фишер), оказавшей заметное влияние на формирование антропологического материализма русских радикальных философов (прежде всего Н.Г.Чернышевского, облегчив ему переработку антропологического материализма А.Фейербаха).
В своих работах Розенфельд также отмечает, что в результате созревшие в русской философии первой половины XIX в. две интенции антропологической интрепретации действительности (идеалистическая и материалистической) поляризовались в ходе полемики Н.Г.Чернышевского и П.Д.Юркевича.
С этого момента русская антропологическая философия развивалась по двум направлениям, имеющим каждое свою историю во второй половине XIX в. Антропологический материализм развивался в философских учениях русского народничества (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др.) и в трудах ряда натуралистов (концепция В.И.Вернадского). Антропологический идеализм, фундаментально разработанный в середине XIX в. П.Д.Юркевичем, был воспринят и развит его учеником Вл.Соловьевым.
Философия Всеединства заложила фундамент развития антропологической философской "школы Соловьева" (от С.Н.Булгакова до Н.А.Бердяева). Традиция антропологического освоения действительности оказалась определяющей в русской философии. XIX в. В контексте этой концепции исследуются Р. и процессы формирования и развития русской культурологической мысли. В области этносоциальных и социокультурных процессов национального развития исследуются прежде всего социокультурные детерминанты национального самосознания, разрабатывается концепция существования и развития полиэтнического пограничного региона.
Розенфельд является редактором и соавтором уч. пос. ("История мировой культуры". ч.1. Гродно, 1996; "Гiсторыя фiласофii". Гродно, 1997.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх