AZ-libr.ру

информационный портал





Розов Михаил Александрович
[13.05.1930]

  Другие персоны с фамилией Розов
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 13.05
Кто родился в этот год 1930

       - специалист в области теории познания и философии науки; доктор философских наук, профессор
       Окончил философский факультет ЛГУ (1955), аспирантуру того же факультета (1958).
       С 1958 работал на кафедре философии СО АН СССР, в институте автоматики и электрометрии СО АН СССР, заведующим сектором методологии социологии Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, на кафедре философии Новосибирского государственного университета.
       С 1981 - старший научный сотрудник кафедры философии естественных факультетов МГУ;
       в 1987-1989 - заведующий той же кафедрой.
       С 1989 - ведущий научный сотрудник лаборатории теории познания ИФ РАН.
       Кандидатская диссертация - "Научная абстракция и ее виды" (1964),
       Докторская диссертация - "Научное знание и механизмы социальной памяти" (1990).
       Научные интересы Розова связаны прежде всего с проблемами философии науки и теории знания. В его трудах исследуется способ бытия семиотических объектов, включая объекты математики, механизмы новаций в развитии науки, методологические проблемы анализа систем с рефлексией, к числу которых Розов относит и науку, применение боровского принципа дополнительности в гуманитарном познании, в частности, в историко-научных исследованиях, представления о симметрии при анализе связей научных дисциплин.
       Все эти проблемы Розов стремится рассмотреть с единой точки зрения в рамках развиваемой им концепции социальных эстафет. Под эстафетой понимается передача какой-либо деятельности или формы поведения от человека к человеку или от поколения к поколению путем воспроизведения непосредственных образцов. Предполагается, что здесь мы имеем дело с исходным механизмом социальной памяти, на базе которого развиваются более сложные формы, включая научное знание. Применительно к философии науки концепция социальных эстафет - попытка синтезировать и развить идеи М.Полани и Т.Куна. Наука в рамках этой концепции выступает как множество взаимодействующих друг с другом "программ", частично вербализованных, но в главной своей части заданных на уровне образцов.
       В числе этих программ Розов выделяет исследования и коллекторские программы. Первые - это методы получения знаний, вторые задают формы их фиксации и систематизации. Именно коллекторские программы определяют, с его точка зрения, границы научных дисциплин. И социальные эстафеты, и возникающие на их основе более сложные образования (типа науки или знания) представляют собой, согласно Розову, волноподобные объекты, ибо они постоянно обновляют себя по материалу. Так, например, повторяющиеся производственные акты осуществляются на базе все новых и новых объектов, орудий и т.д. Явления такого волноподобного типа Розов называет куматоидами. Можно сказать, что Розов, вслед за французским социологом Г.Тардом, продолжает внедрение волновых представлений в сферу гуманитарного познания.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:44:24 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"