Решетов Алексей Леонидович
|
Другие персоны с фамилией Решетов
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 03.04 Кто родился в этот год 1937 |
[3.4.1937, Хабаровск — 29.11.2002, Екатеринбург; похоронен в г.Березники
Пермской области]
— поэт.
Родился в семье ярко заявившего о себе на Дальнем Востоке журналиста,
расстрелянного через год после рождения поэта. Отлученный и от получившей
5-летний лагерный срок матери, чей род восходит к известным грузинским фамилиям
Нижарадзе и Церетели, Решетов воспитывался у бабушки. «Может быть, поэзия от
Пушкина до Петра Комарова, — признавался он позднее,— и стала мне родной
благодаря бабе Оле...» О своем военном детстве Решетов рассказал в
автобиографической повести «Зернышки спелых яблок» (Пермь, 1963). Воссоединение
с матерью произошло только в 1945. Спустя 2 года семья оказалась в г.Березники
Пермской обл. Здесь после семилетки Решетов поступил в горно-механический
техникум, по окончании которого стал работать на соледобыче.
Начальные литературные опыты Решетов связаны с прозой — в 1953 пермская
молодежная газета напечатала его первый рассказ. С 1956 наряду с рассказами в
местной периодике стали публиковаться и его стихи. В 1960 Пермское книжное
издательство выпустило дебютную книгу стихов Решетова — «Нежность». В том же
областном центре вышло и следующее собр. его лирики — «Белый лист» (1964, 2-е
изд. 1968), заслужившее, в частности, одобрительный отзыв Б.Слуцкого.
Взыскательный мастер, обратив внимание на то, что у ленинградского поэта
Александра Решетова появился в поэзии уральский однофамилец, подчеркивал, что
«пермский Решетов — настоящий поэт и заслуживает, чтоб его читали далеко за
пределами его города» (Юность. 1965. №8. С.80).
В 1965 Решетов был принят в члены СП.
В стихах Решетов человек поверяет себя природой, которая, в свою очередь,
олицетворяется и одухотворяется. Если в первой книге автор предпочитал, чтобы
«жизнь говорила сама за себя», то начиная с «Белого листа» авторское «я» в
стихах «уральского Есенина» (такая аттестация стала сопутствовать Решетов) все
настойчивее выдвигается на первый план, насыщая строки дневниковой искренностью
и исповедальностью: «Нет детей у меня. Лишь стихи / Окружают меня, словно
дети...» Расположенность поэта к экзистенциальной проблематике была истолкована
идеологическими проработчиками как замыкание «в узком чуланчике личных
творческих переживаний» (Звезда. Пермь. 1968. 21 июля). Как следствие —
невозможность опубликоваться в течение 10 лет. Но, по свидетельству
В.Астафьева, близко знавшего Решетов, «интеллигентный, тонкого вкуса и ума
человек, он как писал свою интимную лирику, напоминающую вешнюю или
преддождевую, музыкально звучащую капель, так и продолжает слагать ее» (Поэт
свинцового века // Литературная Россия. 2000. №22. С.7). В том убеждают
страницы его следующих книг — «Рябиновый сад» (1976), «Чаша» (1981), «Жду
осени» (1985), которым сопутствовали публикации в журнале «Урал», пермских
альманахах и газетах. «Стихи Решетова покоряют высокой простотой и
естественностью», — писал В.Кожинов (Литературная Россия. 1978. №35. С.9),
включивший поэта в круг авторов своей антологии «Страницы совр. лирики» (М.,
1980; 2-е изд. 1983). Стихотворение Решетова «Светолюбивые женщины. Они...»
вошло в книгу «100 шедевров русской лирики», изданную в Софии.
С 1982 Решетов, после трех десятилетий работы в шахте и на рудниках получивший
пенсию, жил в Перми, а с 1999 — в Екатеринбурге. Авторитет поэзии и самой
личности Решетова среди литераторов Урала был безусловным. Его обеспечивало
последовательное творческое поведение, неизменно выверяемое преданностью слову
и убежденностью в том, что собственными стихами поэт творит не литературный
свой образ, но самого себя. Сам Решетов признавался: «...я люблю традиционную
форму письма, мне кажется, что она ближе к единопонима-нию человечества. Просто
в конце високосного нашего века, на ущербе собственной жизни, хотелось бы
говорить сдержанней и разумней, чем прежде» (Кама. 2003. Вып.3. С.103).
Н.Гашева, редактор многих его «пермских» сборников, уточняет сказанное поэтом:
«С первой книги до последней лексика (и круг понятий) были выверены по высшему
образцу: земля, небо, мама, отец, дом, хлеб, любовь, смерть... Фундамент любого
языка. Фундамент жизни моей» (Кама. 2003. Вып.3). Ей вторит В.Абашев:
«Творческий масштаб Решетова позволяет без натяжек размышлять о нем в контексте
общих проблем русской культуры. В его поэзии и творческой судьбе с
фундаментальной просготой выразились ее узловые конфликты — искусства и жизни,
эстетики и этики. Он глубоко усвоил этический максимализм русской культуры, и
эстетические конфликты его сознания коренятся в неразрешенной, точнее
неразрешимой этической проблематике, унаследованной от русской литературы XIX
века, от Некрасова в частности» (Абашев В.— С.308). Последние сб. поэта,
изданные в Перми («Иная речь», 1990), Красноярске («Не плачьте обо мне...»,
1999) и Екатеринбурге («Темные светы», 2001) и построенные по принципу
«избранного», подтверждают слова некролога, напечатанного «Литературная газета»
(2002. №41. С.13): «...после Александра Яшина и Бориса Чичибабина, кажется, не
было в русской словесности другого такого поэта, чьи стихи обжигали бы столь же
обостренной совестливостью».
Решетов имел звание заслуженного работника культуры Российской Федерации
(1994), был лауреатом премий Пермской обл. в сфере культуры и искусства (1995),
премии журнала «Урал» (1998), премии губернатора Свердловской обл. (2002). В
г.Березники, где, начиная с 1999, ежегодно проводится открытый фестиваль
литературного творчества «Решетовские чтения», одной из площадей в 2002
присвоено имя Решетова — почетного гражданина города.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх